Лицензия Creative Commons

Все статьи журнала доступны по лицензии Creative Commons с указанием авторства 4.0 Всемирная.

Литература в школе, 2018, № 10

Содержание

 

НАШИ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ

В.В.ШАПОШНИКОВА —
Завещание А.С.Пушкина молодому поколению в романе «Капитанская дочка»

И.А.ВИНОГРАДОВ —
Винтажный код нашей культуры: Н.В.Гоголь

В.И.МЕЛЬНИК —
О стихотворении М.Ю.Лермонтова «Молитва»

С.М.СКИБИН —

Павел Петрович Кирсанов и его место в конфликте романа «Отцы и дети»

А.П.ЧЕРНИКОВ —
«Город двойного бытия». Традиции Ф.М.Достоевского в урбанистической поэзии А.Блока

А.С.АЛЕКСАНДРОВ —
К интерпретации стихотворения А.Блока «Девушка пела в церковном хоре…»

ПОИСК. ОПЫТ. МАСТЕРСТВО

А.Г.ГУТОВ —
Система ценностей автора как важнейшее звено в его творческом наследии

Уроки

Е.Н.КОЛОКОЛЬЦЕВ —
Два стихотворения А.Блока: «Незнакомка», «В ресторане».
XI класс

Л.А.МОСУНОВА —
А.И.Куприн. «Гранатовый браслет»: урок — размышление на вечную тему.
XI класс

О.М.ХРЕНОВА —
О лирических отступлениях в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души».
В помощь учителю. IX класс

Е.С.КУЧИНА —
«Не собирайте сокровищ на земле…»
Методические рекомендации к изучению повести Н.В.Гоголя «Шинель». IX—X классы

Л.М.КОЗЛОВА —
Тема дома и семьи в повести В.Распутина «Прощание с Матёрой»

Современная литература на уроке

О.О.ПУТИЛО, Е.Ю.СТАРИКОВА, Е.П.МЕЩЕРЯКОВА —
Гость из прошлого в романе Е.Водолазкина «Авиатор»

Аннотации и ключевые слова

 

НАШИ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ

В.В.ШАПОШНИКОВА —
Завещание А.С.Пушкина молодому поколению в романе «Капитанская дочка»
Аннотация. В статье рассматриваются тема семьи и тема нравственного воспитания молодого поколения на примере романа «Капитанская дочка» с обращением к лирике и письмам А.С.Пушкина.
Ключевые слова: издатель повести, внук Гринёва, история семьи и история страны, отрицание насилия с целью совершенствования общества, потомки Гринёва, потомки Пушкина, молодое поколение, молодой читатель.

И.А.ВИНОГРАДОВ —
Винтажный код нашей культуры: Н.В.Гоголь
Аннотация. Статья посвящена уяснению значения Гоголя в отечественной культуре. Подчёркнуты стержневые направления гоголевского творчества. Очерчена определяющая линия развития писателя, от «Тараса Бульбы» до «Выбранных мест из переписки с друзьями», представляющих собой два самых патриотических произведения русской классической словесности. Отмечается важная роль гоголевского наследия в культурной самоидентификации народа.
Ключевые слова: Гоголь, художественное творчество, биография, интерпретация, общественная идеология, духовное наследие.

В.И.МЕЛЬНИК —
О стихотворении М.Ю.Лермонтова «Молитва»
Аннотация. Анализ религиозных реалий стихотворения М.Ю.Лермонтова «Я, Матерь Божия…» позволяет раскрыть его глубинный смысл. Такое прочтение показывает, что персонажами стихотворения являются Варвара Александровна Лопухина, её муж Николай Фёдорович Бахметев и сам Лермонтов (архангел Михаил).
Ключевые слова: религиозные реалии, Варвара Лопухина, Бахметев, Лермонтов, вечная любовь.

С.М.СКИБИН —
Павел Петрович Кирсанов и его место в конфликте романа «Отцы и дети»
Аннотация. В статье исследуется образ Павла Петровича Кирсанова — героя, имеющего право, наряду с Базаровым, занять центральное место в романе «Отцы и дети». Анализируя особенности творческого почерка Тургенева и подтекст повествования, автор предлагает взглянуть на старшего Кирсанова совершенно под иным углом зрения, как на одного из лучших людей своей среды, понять эволюцию и трагизм его личности.
Ключевые слова: И.С.Тургенев, «Отцы и дети», Павел Петрович Кирсанов, пародия, ирония, романтизм, дендизм.

А.П.ЧЕРНИКОВ —
«Город двойного бытия». Традиции Ф.М.Достоевского в урбанистической поэзии А.Блока
Аннотация. В статье рассматриваются особенности художественного воплощения А.Блоком урбанистической темы — одной из основных в его поэзии. Исследуются традиции Ф.М.Достоевского в изображении поэтом современного ему города, в первую очередь Петербурга.
Ключевые слова: традиция, тема города, Достоевский, проблематика, Россия.

А.С.АЛЕКСАНДРОВ —
К интерпретации стихотворения А.Блока «Девушка пела в церковном хоре…»
Аннотация. В статье дан анализ неизвестной интерпретации стихотворения А.Блока «Девушка пела в церковном хоре…», предложенной ещё при жизни поэта критиком А.А.Измайловым и дополненной прозаиком и редактором журнала «Нива» А.А.Тихоновым-Луговым. В работе приведены редко цитируемые и архивные материалы, значительно уточняющие и углубляющие прочтение блоковского произведения.
Ключевые слова: А.А.Блок, А.А.Измайлов, поэзия, интерпретация, литературная критика.

ПОИСК. ОПЫТ. МАСТЕРСТВО

А.Г.ГУТОВ —
Система ценностей автора как важнейшее звено в его творческом наследии
Аннотация. Материал посвящён вопросам аксиологии. Автор считает, что художественный мир писателя определяет система ценностей, которую он выработал. Эти ценности диктуют разработку сюжета, взаимоотношений героев, выбор поэтических средств, в конечном итоге — форму и содержание произведения.
Ключевые слова: система ценностей, воздействие на читателя, устойчивый мотив, целостное восприятие.

Уроки

Е.Н.КОЛОКОЛЬЦЕВ —
Два стихотворения А.Блока: «Незнакомка», «В ресторане».
XI класс
Аннотация. В статье рассматриваются близкие по тематике стихотворения А.Блока. Внимание автора сосредоточено на поэтическом мастерстве Блока, на содержательных и формальных особенностях его стихотворений, на грани реальности и видения, соединяющихся в его стихах.
Ключевые слова: сюжетная лирика, композиция, контраст, гармония, мелодика, повторы, строфа, звукопись, метафора, метонимия, метр и смысл, рифма, вымысел художественный.

Л.А.МОСУНОВА —
А.И.Куприн. «Гранатовый браслет»: урок — размышление на вечную тему.
XI класс
Аннотация. В условиях превращения «нации читателей» в «нацию зрителей» важнейшей становится проблема поиска способов чтения, которые ставили бы читателя в позицию активного диалога с текстом. Однако в настоящее время, несмотря на множество интересных и эвристичных работ, эта проблема остаётся неисчерпанной. Цель данной статьи — выявить условия порождения личностных смыслов в процессе чтения и построить модель чтения для достижения глубокого понимания литературы.
Ключевые слова: смысловое чтение; методы обучения литературе; мотивация обучения; гуманизация процесса обучения; воображение; творческая деятельность.

О.М.ХРЕНОВА —
О лирических отступлениях в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души».
В помощь учителю. IX класс
Аннотация. В статье дана интерпретация лирических отступлений в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» на основе авторских комментариев к ним в письмах по поводу «Мёртвых душ» из книги «Выбранные места из переписки с друзьями».
Ключевые слова: замысел поэмы; лирическое отступление; мотив дороги и тема пути, долга писателя перед читающей публикой; гоголевский образ России.

Е.С.КУЧИНА —
«Не собирайте сокровищ на земле…»
Методические рекомендации к изучению повести Н.В.Гоголя «Шинель». IX—X классы
Аннотация. Автор показывает один из путей изучения повести Гоголя, делая акцент на её духовном содержании.
Ключевые слова: Гоголь, повесть «Шинель», воспитательный потенциал русской литературы, вечные нравственные ценности, Евангелие, житийная литература, человек и его предназначение.

Л.М.КОЗЛОВА —
Тема дома и семьи в повести В.Распутина «Прощание с Матёрой»
Аннотация. Почему мы, сегодняшние, вновь и вновь обращаемся к произведениям великого мастера? Не потому ли, что русский писатель В.Г.Распутин так верно обозначил проблему дома и семьи в прошедшем веке, что повесть «Прощание с Матёрой» читается теперь как письмо всем нам, в котором автор рассказывает об «апокалипсисе, сотворённом людьми»?
Ключевые слова: дом, семья, родная земля, традиции, совесть, безнравственность.

Современная литература на уроке

О.О.ПУТИЛО, Е.Ю.СТАРИКОВА, Е.П.МЕЩЕРЯКОВА —
Гость из прошлого в романе Е.Водолазкина «Авиатор»
Аннотация. В методической разработке предлагается анализ романа Е.Водолазкина «Авиатор», разбираются вопросы справедливости и возмездия, истории и главных трагедий ХХ века: революции и политических репрессий.
Ключевые слова: Водолазкин, «лагерная проза», Соловецкий монастырь.

Главный редактор

Виктор Федорович Чертов