Лицензия Creative Commons

Все статьи журнала доступны по лицензии Creative Commons с указанием авторства 4.0 Всемирная.

Литература в школе, 2019, № 2

Содержание

 

НАШИ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ

В.А.САРЫЧЕВ —
«Эхо русского народа».
Слово о Пушкине

Е.В.ЧЕПКАСОВ —
Художественный мир рассказа Владимира Набокова «Облако, озеро, башня».

Л.С.ШКУРАТ —
Война и мир Юрия Бондарева.
К 95-летию писателя

О.В.МАЛИКОВА —
«Неизвестный человек».
О творческой и общественной деятельности Д.Гранина и о том, о чём болит душа

Н.А.СТУПИНА —
Духовная встреча читателей с писателем: творческое чтение рассказов Ярослава Шипова в студенческой аудитории.

ПОИСК. ОПЫТ. МАСТЕРСТВО

Е.С.РОГОВЕР —
Концепция эстетического образования и нравственного воспитания учащихся в процессе преподавания литературы.
Трагическое

Т.Г.СОЛОВЕЙ —
Об эффективности использования мультимедийных презентаций на уроках литературы

Уроки

Е.Н.КОЛОКОЛЬЦЕВ —
Стихотворение О.Мандельштама «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…».
XI класс

Н.В.ТРОЯН —
Культурное пространство семьи Лариных.
Материалы к уроку. IX класс

Л.А.МУЗИЯНОВА —
Мастерская «Честь имею!». Р.Бёрнс. «Честная бедность».
VII класс

Э.В.ТАЛЕЦКАЯ —
Исследовательская деятельность учащихся на уроках зарубежной литературы.
V—VII классы

Современная проза для подростков и юношества

Н.Е.КУТЕЙНИКОВА —
Одарённые дети в реалиях жизни и художественной литературе ХХI века:
Нина Дашевская. «День числа Пи».
VII—IX классы

Т.А.ХАТЫЛЫКОВА —
Урок нравственного взросления учащихся в свете педагогических идей учителей Самсоновых.
На примере урока-исследования по рассказу Б.Екимова «Ночь исцеления»

Аннотации и ключевые слова

 

НАШИ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ

В.А.САРЫЧЕВ —
«Эхо русского народа».
Слово о Пушкине
Аннотация. Предлагаемая вниманию читателей работа не является статьёй в хрестоматийном восприятии данного термина. Это именно «слово», автор которого, вполне осознанно избегая системы развёрнутых доказательств, пожелал напомнить своим современникам о глубоко национальном духе творчества А.С.Пушкина и определить некоторые существеннейшие черты русскости его поэтического гения.
Ключевые слова: Симфонизм пушкинского слова, «тайная Свобода», антиномизм бытия, пророк, пророчество, модернизм, жизнетворчество.

Е.В.ЧЕПКАСОВ —
Художественный мир рассказа Владимира Набокова «Облако, озеро, башня».
Аннотация. В статье рассматривается художественный мир рассказа Владимира Набокова «Облако, озеро, башня» во всей его многослойности. Расшифровываются набоковские аллюзии и символика, разбирается соотношение автора, рассказчика и главного героя, раскрываются особенности
внутреннего мира персонажей и подоплёка конфликта в произведении.
Ключевые слова: Владимир Набоков, «Облако, озеро, башня», литературная аллюзия, символика, подтекст, рассказчик, внутренний мир, непроницаемость, расшифровка, литературоведение, анализ текста.

Л.С.ШКУРАТ —
Война и мир Юрия Бондарева.
К 95-летию писателя
Аннотация. В статье анализируется творчество Ю.В.Бондарева, делается акцент на актуальности его произведений и важности их чтения и обсуждения на уроке литературы в школе.
Ключевые слова: Ю.В.Бондарев, проза, война, мир, актуальность.

О.В.МАЛИКОВА —
«Неизвестный человек».
О творческой и общественной деятельности Д.Гранина и о том, о чём болит душа
Аннотация. В статье рассматривается проблема милосердия, поднятая русским писателем Даниилом Граниным, 100-летие которого мы отмечаем в 2019 году.
Ключевые слова: милосердие, блокада Ленинграда, любовь, остаться человеком, альтруизм, спаситель, Общество Милосердия.

Н.А.СТУПИНА —
Духовная встреча читателей с писателем: творческое чтение рассказов Ярослава Шипова в студенческой аудитории.
Аннотация. Автор статьи знакомит читателя с творчеством писателя Я.Шипова и восприятием его рассказов юношеской аудиторией.
Ключевые слова: писатель-современник Я.Шипов, диалог «писатель — читатель», продолжение лучших традиций классики, актуальность творчества, отклики читателей.

ПОИСК. ОПЫТ. МАСТЕРСТВО

Е.С.РОГОВЕР —
Концепция эстетического образования и нравственного воспитания учащихся в процессе преподавания литературы.
Трагическое
Аннотация. В статье предлагается концепция формирования представлений учащихся о трагическом. Поэтапность работы иллюстрируется произведениями, входящими в школьную программу. Характеризуется восприятие этих текстов в свете предлагаемой эстетической категории и нравственно-эстетического обогащения школьников.
Ключевые слова: трагическое, конфликт, состояние мира, трагическая ошибка, заочная экскурсия.

Т.Г.СОЛОВЕЙ —
Об эффективности использования мультимедийных презентаций на уроках литературы
Аннотация. Автор рассказывает, как создаются и используются на уроке различные виды презентаций, достижению каких учебных целей они служат.
Ключевые слова: мультимедийные средства, алгоритм создания презентации, виды презентаций в зависимости от целей и задач урока.

Уроки

Е.Н.КОЛОКОЛЬЦЕВ —
Стихотворение О.Мандельштама «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…».
XI класс
Аннотация. В статье рассматривается один из возможных путей монографического анализа стихотворения О.Мандельштама.
Ключевые слова: комментарий, интонация, вдохновение, Античность, патетичность, ритм и размер, перенос, звукопись и рифма.

Н.В.ТРОЯН —
Культурное пространство семьи Лариных.
Материалы к уроку. IX класс
Аннотация. В статье предлагается материал для обобщения знаний учащихся после тематического анализа.
Ключевые слова: городское, поместное дворянство, европейская культура, народная культура и её нравственные основы, семья Лариных, Татьяна, Ольга.

Л.А.МУЗИЯНОВА —
Мастерская «Честь имею!». Р.Бёрнс. «Честная бедность».
VII класс
Аннотация. Статья посвящена проблеме сохранения чести и долга как непреходящих нравственных ценностей. Обращаясь к стихотворению Р.Бёрнса «Честная бедность», автор рассматривает его в тесной взаимосвязи с произведениями других авторов.
Ключевые слова: честь, достоинство, совесть, долг, мастерская, анализ, сравнение (сопоставление) художественных текстов.

Э.В.ТАЛЕЦКАЯ —
Исследовательская деятельность учащихся на уроках зарубежной литературы.
V—VII классы
Аннотация. В статье показано, как организуется исследовательская работа детей по сравнению фольклора нашей страны и других стран, произведений русской и зарубежной литературы.
Ключевые слова: активный процесс познания, овладение правилами научного поиска, работа с текстом, сравнение произведений одной тематики, национальные особенности сравниваемых произведений.

Современная проза для подростков и юношества

Н.Е.КУТЕЙНИКОВА —
Одарённые дети в реалиях жизни и художественной литературе ХХI века: Нина Дашевская. «День числа Пи».
VII—IX классы
Аннотация. В статье анализируется повесть Нины Дашевской «День числа Пи», предлагаются варианты её изучения на урочных и внеурочных занятиях в образовательных организациях.
Ключевые слова: современная детско-подростковая литература; изображение семьи в современной литературе; одарённые дети; инаковость; проблема социализации личности подростка.

Т.А.ХАТЫЛЫКОВА —
Урок нравственного взросления учащихся в свете педагогических идей учителей Самсоновых.
На примере урока-исследования по рассказу Б.Екимова «Ночь исцеления»
Аннотация. Автор рассказывает об уроке по рассказу Б.Екимова, в основе которого исследовательская работа с текстом, сопоставительный анализ образов. Показан алгоритм работы учащихся по анализу произведения.
Ключевые слова: анализ, обобщение, сопоставление, ключевые слова, нравственный выбор героя, портрет, сюжет, характер, проблема, идея.

Главный редактор

Виктор Федорович Чертов