Содержание
НАШИ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ
А.М.ШУРАЛЁВ —
«И дух смирения, терпения, любви и целомудрия мне в сердце оживи».
Мотив нерушимости брачных уз в системе ценностей А.С. Пушкина
В.М.ЕСИПОВ —
В защиту Печорина
Н.Н.ПРИМОЧКИНА —
Два «Винограда» Ивана Шмелёва.
Метаморфозы образной символики в творчестве писателя до и после революции 1917 года
Е.Н.ПЕТУХОВА —
О проблемах экранизации классики
Л.У.ЗВОНАРЁВА —
Тайнопись прозы Александра Грина и поиски художников-графиков — иллюстраторов Грина
ПОИСК. ОПЫТ. МАСТЕРСТВО
Е.Н.КОЛОКОЛЬЦЕВ —
Стихотворения М.Ю. Лермонтова.
IX класс
В.А.ДОМАНСКИЙ —
Экранизация как интерпретация литературной классики
М.И.ШУТАН —
Изучение концепта ангел в XI классе: от А.В.Вампилова к М.Ю. Лермонтову и А.П. Платонову
В.К.ХАРЧЕНКО —
Чтение плюс… или Как получить максимум от классического текста
А.М.АНТИПОВА —
Проза Ю.П. Казакова на уроках литературы
События
Е.Р.ЯДРОВСКАЯ, А.И.ДУНЕВ —
Чтоб не распалась связь времён:
Форум учителей-словесников России — представителей династий
К 85-летию В.Г.Маранцмана
«Открытая методика» В.Г. Маранцмана и современное гуманитарное знание
Аннотации и ключевые слова
НАШИ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ
А.М.ШУРАЛЁВ —
«И дух смирения, терпения, любви и целомудрия мне в сердце оживи».
Мотив нерушимости брачных уз в системе ценностей А.С. Пушкина
Аннотация. В статье рассматривается мотив нерушимости брачных уз в контексте религиозно-нравственных исканий, творческого пути и системы ценностей художественного мира А.С.Пушкина.
Ключевые слова: Болдинская осень, брачные узы, духовное пространство, сюжет и образная система, аксиологические и культурологические смыслы.
В.М.ЕСИПОВ —
В защиту Печорина
Аннотация. В литературоведческих статьях последнего десятилетия один из сокровеннейших героев Лермонтова Печорин предстаёт как безжалостный убийца, человек безнравственный и низкий. Грушницкий же рассматривается авторами упомянутых статей как невинная жертва Печорина. Однако при внимательном прочтении повести бессовестным человеком предстаёт как раз Грушницкий. Обстоятельства, предшествовавшие дуэли, и сам поединок являются предметом рассмотрения в настоящей статье. Автор отвечает также на проблемный вопрос, в чём была причина обаяния образа Печорина для юных читателей советского времени.
Ключевые слова: Лермонтов, Белинский, Печорин, Грушницкий, княжна, заговор, дуэль, Онегин, Ленский, Татьяна, Виноградов, честность, смелость, воля, Николай I, эпоха, юность, индивидуализм.
Н.Н.ПРИМОЧКИНА —
Два «Винограда» Ивана Шмелёва.
Метаморфозы образной символики в творчестве писателя до и после революции 1917 года
Аннотация. Автор сопоставляет два рассказа с одинаковым названием «Виноград», созданные И.С.Шмелёвым в 1913 и 1936 годах, показывает, как изменилось символическое содержание образа винограда в его творчестве до и после революции 1917 года, как из символа цветущей, вечно обновляющейся жизни этот лейтмотивный образ превратился в символ народного горя и слёз.
Ключевые слова: два рассказа Шмелёва «Виноград», образ-символ винограда, приговор художника, губители России.
Е.Н.ПЕТУХОВА —
О проблемах экранизации классики
Аннотация. В статье рассматриваются важные проблемы экранизации литературных произведений в связи с различными типами экранизаций. Приводятся примеры удачных и несостоятельных попыток перевести русскую классику на язык кинематографа.
Ключевые слова: экранизация, проблема, тип, интерпретация, переосмысление, литературный первоисточник
Л.У.ЗВОНАРЁВА —
Тайнопись прозы Александра Грина и поиски художников-графиков — иллюстраторов Грина
Аннотация. В статье автор делает особый акцент на польском и христианском менталитете писателя, зашифровавшем в образе Бегущей по волнам почитаемую в католическом мире Деву Марию. Особое внимание автор уделяет графическим циклам художников С.Бродского, Т.Толстой, А.Худченко и В.Козлинского.
Ключевые слова: христианский и польский менталитет, символ, Серебряный век, морской пейзаж, изобразительные мотивы, графические циклы.
ПОИСК. ОПЫТ. МАСТЕРСТВО
Е.Н.КОЛОКОЛЬЦЕВ —
Стихотворения М.Ю. Лермонтова.
IX класс
Аннотация. В статье предлагается методика изучения стихотворений Лермонтова «Дума», «Поэт», «Пророк», «Родина» в тесной связи с особенностями их композиции и художественной формы.
Ключевые слова: время, пространство, стилистическая полифония, развёрнутая метафора, контраст, композиция, строфа, жанр, стихотворный размер.
В.А.ДОМАНСКИЙ —
Экранизация как интерпретация литературной классики
Аннотация. В статье раскрываются научно-методические основы использования экранизации классических произведений на уроках литературы. Приведены и проанализированы виды экранизации, методические приёмы и формы работы по развитию кинозрителя. Обращение к экранизации при изучении творчества И.С.Тургенева продемонстрировано на конкретном примере — телесериале Авдотьи Смирновой «Ошибка Базарова» (2009), актуализировавшем современный диалог о романе «Отцы и дети».
Ключевые слова: мультимедийность, литературная классика, экранизация, виды экранизации, методические приёмы, язык кино, интерпретация, киноверсии произведений Тургенева.
М.И.ШУТАН —
Изучение концепта ангел в XI классе: от А.В.Вампилова к М.Ю. Лермонтову и А.П. Платонову
Аннотация. В статье подробно охарактеризованы этапы деятельности школьников на обобщающем занятии по пьесе А.В.Вампилова «Двадцать минут с ангелом», которая рассматривается в контексте русской литературы в связи с концептом-образом «ангел».
Ключевые слова: концепт, лексическое значение слова, образ, романтическая антитеза, контекст, обобщающее занятие.
В.К.ХАРЧЕНКО —
Чтение плюс… или Как получить максимум от классического текста
Аннотация. Автор подчёркивает необходимость чтения вслух и перечитывания классического произведения, заучивания наизусть стихотворений и переписывание, понравившихся фрагментов.
Ключевые слова: классический текст, чтение вслух, повторное чтение, заучивание стихотворений, любительские выписки.
А.М.АНТИПОВА —
Проза Ю.П. Казакова на уроках литературы
Аннотация. Автор статьи выявляет различные стратегии школьного изучения произведений Ю.П.Казакова. Предложен вариант планирования системы занятий по прозе писателя с 5 по 11 класс, разработанный с учётом накопленного педагогического опыта и результатов современных исследований, посвящённых творчеству Ю.П.Казакова.
Ключевые слова: Художественный мир Ю.П.Казакова, литературное образование, воспитание, стратегии изучения, читатель-школьник, внеклассное чтение.
События
Е.Р.ЯДРОВСКАЯ, А.И.ДУНЕВ —
Чтоб не распалась связь времён:
Форум учителей-словесников России — представителей династий
Аннотация. Авторы представляют результаты проведения Всероссийского педагогического форума «Чтоб не распалась связь времён». В рамках прошедшего в Санкт-Петербурге форума были реализованы действенные способы объединения педагогов-словесников и распространения методического опыта, сохранения традиций и развития отечественного образования; актуализирована значимость профессии учителя-словесника в жизни страны.
Ключевые слова: педагогические династии; учителя-словесники; распространение педагогического опыта; проблемы преподавания русского языка и литературы.
К 85-летию В.Г.Маранцмана
«Открытая методика» В.Г. Маранцмана и современное гуманитарное знание
Аннотация. Статья посвящена 85-летию со дня рождения В.Г.Маранцмана. В ней отражены основные идеи и проблематика современной методики преподавания русского языка и литературы.
Ключевые слова: открытая методика, технологии соединения методики с другими науками.