Лицензия Creative Commons

Все статьи журнала доступны по лицензии Creative Commons с указанием авторства 4.0 Всемирная.

Литература в школе, 2018, № 12

Содержание

 

НАШИ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ

К 200-летию со дня рождения И.С.Тургенева

В.А.МОРАР —
«Человек он был!»
Роман «Отцы и дети» как зеркало души И.С.Тургенева

Н.Л.ВИНОГРАДСКАЯ —
Ранние письма Н.В.Гоголя: проблемы текстологии и комментирования.
По материалам круглого стола в ИМЛИ РАН

Ю.А.ДВОРЯШИН —
Научное издание «Тихого Дона»: обновление текста — постижение смысла

Н.А.ДВОРЯШИНА —
Две девочки — девушки — женщины: Дуняшка Мелехова и Наташа Ростова

ПОИСК. ОПЫТ. МАСТЕРСТВО

Уроки

Н.П.ДУТКО —
Мир символов и смыслов в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души».
IX класс

М.Е.БОЙКОВА —
Мужество быть смешным, или Попытка понять Ф.М.Достоевского.
Урок по рассказу Ф.М.Достоевского «Сон смешного человека».
Х класс

Т.Г.СОЛОВЕЙ —
«Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил».
Анализ рассказа Ф.Абрамова «О чём плачут лошади».
VII класс

Н.В.СОКОЛОВА —
Мир ребёнка и мир взрослых в рассказе А.С.Грина «Гнев отца».
V класс

Л.А.ГОЛЬЦОВА —
Заветы Михаила Михайловича Пришвина.
По сказке-были «Кладовая солнца».
V класс

Алфавитный указатель статей, опубликованных в журнале «Литература в школе» в 2018 году

Тематический указатель статей, опубликованных в журнале «Литература в школе» в 2018 году

Аннотации и ключевые слова

 

НАШИ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ

К 200-летию со дня рождения И.С.Тургенева

В.А.МОРАР —
«Человек он был!»
Роман «Отцы и дети» как зеркало души И.С.Тургенева
Аннотация. Соглашаясь с мыслью, что в любом творении художника мы прежде всего видим его душу, автор статьи показал, как отразилась душа И.С.Тургенева в его романе «Отцы и дети». Автор стремился к тому, чтобы неповторимый облик писателя предстал во всей сложности и противоречивости.
Ключевые слова: душа, доброта, нигилизм, красота, любовь, природа, воля, деятельность, человек.

Н.Л.ВИНОГРАДСКАЯ —
Ранние письма Н.В.Гоголя: проблемы текстологии и комментирования.
По материалам круглого стола в ИМЛИ РАН
Аннотация. Автор входит в Гоголевскую группу ИМЛИ под руководством Ю.В.Манна, которая работает над подготовкой академического Полного собрания сочинений и писем Н.В.Гоголя в 23 томах, является редактором XIII тома, куда войдёт переписка Гоголя за 1820—1832 годы. О нём идет речь в статье.
Ключевые слова: научное издание писем Н.В.Гоголя, Гоголевская группа ИМЛИ им.А.М.Горького, сохранение авторского замысла, комментарий энциклопедического характера.

Ю.А.ДВОРЯШИН —
Научное издание «Тихого Дона»: обновление текста — постижение смысла
Аннотация. Научное издание романа М.А.Шолохова «Тихий Дон» подготовлено на основе критического сопоставления известных в настоящее время автографов произведения с авторитетными его изданиями, вышедшими при жизни писателя. Это позволило установить подлинный смысл многих сомнительных текстологических ситуаций и устранить целый ряд ошибок, вошедших в роман с первого его издания.
Ключевые слова: Шолохов, «Тихий Дон», основной источник текста, новаторские текстологические решения, генезис разночтений и вариантов, принципы восстановления аутентичного текста.

Н.А.ДВОРЯШИНА —
Две девочки — девушки — женщины: Дуняшка Мелехова и Наташа Ростова
Аннотация. В статье дан сопоставительный анализ героинь М.А.Шолохова и Л.Н.Толстого. Выявлены приёмы раскрытия их образов, общие и индивидуальные особенности персонажей, черты творческого диалога автора «Тихого Дона» с великим предшественником, характер постижения его художественного опыта и самобытные истоки в создании писателем образа сестры Григория Мелехова.
Ключевые слова: Шолохов, Толстой, Дуняшка Мелехова, Наташа Ростова, грани характеров, черты стиля, толстовский «импульс», физиологические движения и жесты, «телесная пластика», эмоции, изображение глаз, мимические жесты (смех, улыбка), сложность внутренней жизни, демократизм писателя, традиции, самобытность.

ПОИСК. ОПЫТ. МАСТЕРСТВО

Уроки

Н.П.ДУТКО —
Мир символов и смыслов в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души».
IX класс
Аннотация. В статье предлагается урок, проведённый на этапе обобщения и систематизации знаний о художественных особенностях поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души».
Ключевые слова: поэма «Мёртвые души», основные темы уроков, стратегии чтения, анализ текста поэмы, художественное своеобразие поэмы, систематизация знаний, предметные и метапредметные умения, рисунок Гоголя на обложке первого издания книги «Похождения Чичикова, или Мёртвые души».

М.Е.БОЙКОВА —
Мужество быть смешным, или Попытка понять Ф.М.Достоевского.
Урок по рассказу Ф.М.Достоевского «Сон смешного человека».
Х класс

Аннотация. Учитель показывает, как направляется работа учащихся на уроке для постижения психологизма рассказа Достоевского, осмысления глубоких нравственных проблем, поднятых писателем.
Ключевые слова: внутренний мир человека, гордость, равнодушие, дисгармоничный мир, сочувствие, сострадание, любовь, преображение героя.

Т.Г.СОЛОВЕЙ —
«Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил».
Анализ рассказа Ф.Абрамова «О чём плачут лошади».
VII класс

Аннотация. Автор показывает пути анализа рассказа Фёдора Абрамова, актуализируя знания прежде изученных художественных произведений,русских традиций и народной культуры. На уроке используются проблемные вопросы, творческие задания, отрабатываются умения анализа произведения, большое внимание уделяется нравственной проблематике рассказа.
Ключевые слова: человек, природа, родина, милосердие, ответственность, благодарность, прогресс, цивилизация.

Н.В.СОКОЛОВА —
Мир ребёнка и мир взрослых в рассказе А.С.Грина «Гнев отца».
V класс
Аннотация. В статье раскрываются этапы проведения урока-анализа рассказа А.С.Грина «Гнев отца» (1929). Занятие углубляет читательский опыт современных школьников и помогает сделать данную встречу личностно значимой.
Ключевые слова: мир душевных переживаний ребёнка; мир равнодушных и любящих взрослых; гнев; точки сближения, понимания, любви; красота человеческих отношений.

Л.А.ГОЛЬЦОВА —
Заветы Михаила Михайловича Пришвина.
По сказке-были «Кладовая солнца».
V класс

Аннотация. Автор показывает, как на обобщающем уроке используются разнообразные формы работы детей для закрепления их знаний и выявления нравственных уроков автора «Кладовой солнца».
Ключевые слова: М.М.Пришвин, «Кладовая солнца», сохранение в человеке человека, природа и человек, заветы писателя.

Алфавитный указатель статей, опубликованных в журнале «Литература в школе» в 2018 году

Тематический указатель статей, опубликованных в журнале «Литература в школе» в 2018 году

Главный редактор

Виктор Федорович Чертов