Лицензия Creative Commons

Все статьи журнала доступны по лицензии Creative Commons с указанием авторства 4.0 Всемирная.

Литература в школе, 2018, № 2

Содержание

 

НАШИ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ

В.И.МЕЛЬНИК —
Безволен ли Илья Обломов?
Проблема воли в романах Гончарова

М.М.ГОЛУБКОВ —
У истоков: концепция революции в литературе 1920-х годов.
А.Блок, М.Булгаков, В.Маяковский

В.А.МОРАР —
«Нам бы про душу не забыть…»
Раздумья над страницами рассказов В.М.Шукшина

Н.А.СТУПИНА —
Народный характер в рассказах Ярослава Шипова «За тенью» и «Отважные»: опыт прочтения

ПОИСК. ОПЫТ. МАСТЕРСТВО


Е.О.ГАЛИЦКИХ —

Публичные уроки чтения в школе XXI века

Н.Е.КУТЕЙНИКОВА —
Трудности переходного возраста, или Воспитательные и социализирующие возможности современной отечественной прозы о мальчиках

В.И.МИХАЙЛОВА —
«Всё это заставило меня глубоко задуматься».
Диалог как средство обучения и развития личности.
Уроки по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»

Л.Н.ЕГОРОВА —
«Пусть душа останется чиста…»
Рассказ Б.Екимова «Под высоким крестом». VIII класс

События

Ю.А.МАТВЕЕВА —
«Лицея день заветный».
19 октября и научные конференции Государственного музея А.С.Пушкина

О.В.НИКИТИН —
Михайловские Пушкинские чтения

А.М.АНТИПОВА, Е.А.БАЛАШОВА, И.А.КАРГАШИН —
«Время нынче очень уж серьёзное, и надо нам всем… нравственно обняться» (Ю.П.Казаков): научные чтения к 90-летию Ю.П.Казакова в Тарусе

Аннотации и ключевые слова

 

НАШИ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ

В.И.МЕЛЬНИК —
Безволен ли Илья Обломов?
Проблема воли в романах Гончарова
Аннотация. В центре внимания автора вопрос, как сам И.А.Гончаров рассматривает проблему воли в романе «Обломов» и в других своих романах.
Ключевые слова: проблема воли и безволия, человек деятельный и человек бездеятельный, нравственная программа и воплощение её в жизни.

М.М.ГОЛУБКОВ —
У истоков: концепция революции в литературе 1920-х годов.
А.Блок, М.Булгаков, В.Маяковский
Аннотация. В статье рассматривается концепция революции, как она представлена в публицистике и в художественном творчестве А.Блока, и реакция на неё М.Булгакова (повесть «Собачье сердце», 1925) и В.Маяковского (комедия «Баня», 1928). Блок рассматривает революцию как метаморфозу. Cуть метаморфозы — в рождении гармонии из хаоса, на чём и строится сюжет поэмы «Двенадцать». М.Булгаков, оппонент Блока, показывает, что хаос грозит уничтожением гармонии. К схожим выводам приходит В.Маяковский в комедии «Клоп».
Ключевые слова: концепция революции, метаморфоза, гармония и хаос, Блок, Булгаков, Маяковский.

В.А.МОРАР —
«Нам бы про душу не забыть…»
Раздумья над страницами рассказов В.М.Шукшина
Аннотация. Автор показывает, как удаётся В.М.Шукшину сочетать простоту изложения с глубиной осмысления жизни и характеров людей, добиваться выразительности изображения при предельной сжатости повествования, и надеется, что его раздумья над ключевыми проблемами творчества замечательного писателя окажутся полезными в работе учителей-словесников.
Ключевые слова: душа, чувства добрые, простота, глубина, поединок, жестокость, манипуляция сознанием, понимание, народ, микроскоп, микробы, маленький человек, возрождение.

Н.А.СТУПИНА —
Народный характер в рассказах Ярослава Шипова «За тенью» и «Отважные»: опыт прочтения
Аннотация. Автор статьи рассказывает о восприятии рассказов о войне современного писателя протоиерея Ярослава Шипова.
Ключевые слова: современная литература, русский характер; скромные, мужественные, трудолюбивые, отважные герои писателя; интерпретация и оценка рассказов читателями, память поколений

ПОИСК. ОПЫТ. МАСТЕРСТВО

Е.О.ГАЛИЦКИХ —
Публичные уроки чтения в школе XXI века
Аннотация. Статья раскрывает методический замысел и алгоритм подготовки и проведения уроков чтения для широкой публики в Год литературы. На этих уроках все становятся активными читателями. Обобщён оригинальный опыт публичных уроков чтения в Вятской гуманитарной гимназии.
Ключевые слова: урок, чтение, алгоритм, полилог поколений, участники урока, читательская деятельность, перспективы чтения, рефлексия

Н.Е.КУТЕЙНИКОВА —
Трудности переходного возраста, или Воспитательные и социализирующие возможности современной отечественной прозы о мальчиках
Аннотация. В статье рассматриваются тема одиночества и тема становления характера в литературе для подростков и юношества начала XXI столетия с главным героем — мальчиком: художественные особенности и своеобразие этой новой прозы, способы постановки проблем и попытки их решения. Одновременно автор поднимает проблему социализации ученика-читателя при изучении литературы, предлагает пути и формы её изучения в школе.
Ключевые слова: современная детско-подростковая и юношеская литература; современная литература о мальчиках и для мальчиков; руководство чтением школьников; тема одиночества в современной литературе; тема становления характера героя-подростка; проблема социализации личности подростка.

В.И.МИХАЙЛОВА —
«Всё это заставило меня глубоко задуматься».
Диалог как средство обучения и развития личности.
Уроки по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»

Аннотация. Автор показывает, как при анализе повести Короленко организуются диалоги «писатель — читатель», «учитель — ученики», «ученик — одноклассники».
Ключевые слова: диалог на уроке литературы, развитие личности, приёмы использования диалога, система вопросов и заданий, личностное восприятие.

Л.Н.ЕГОРОВА —
«Пусть душа останется чиста…»
Рассказ Б.Екимова «Под высоким крестом». VIII класс
Аннотация. На примере рассказа Бориса Екимова «Под высоким крестом» учитель строит разговор со школьниками о моральных ценностях, нравственном выборе молодого человека, исторической памяти.
Ключевые слова: безымянные могилы, память о войне, историческая память, чувство ответственности, символический образ креста, высокий крест, чистота души.

События

Ю.А.МАТВЕЕВА —
«Лицея день заветный».
19 октября и научные конференции Государственного музея А.С.Пушкина
Аннотация. Статья посвящена Императорскому Царскосельскому лицею, в который поступал двенадцатилетний Александр Пушкин, ставший известным поэтом, ещё обучаясь в Лицее. Затронуты вопросы образовательной программы лицея, особое внимание уделено преподаванию словесности. Дан обзор научной конференции, проведённой к 60-летию Государственного музея А.С.Пушкина, одной из центральных тем которой стало образование (исторические аспекты и современные подходы).
Ключевые слова: А.С.Пушкин, лицей, преподавание словесности, научные конференции, Государственный музей А.С.Пушкина.

О.В.НИКИТИН —
Михайловские Пушкинские чтения
Аннотация. В работе даётся аналитический обзор Михайловских Пушкинских чтений, которые проходили 23—27 августа 2017 года в Государственном мемориальном историко-литературном и природно-ландшафтном музее-заповеднике А.С.Пушкина «Михайловское». Автор обращает внимание на проблематику конференции и делает акцент на самых важных мероприятиях и разысканиях пушкиноведов, отмечавших в 2017 году печальную дату — 100-летие со времени разорения дворянских усадеб.
Ключевые слова: научная конференция, пушкинистика, текстология, литературное наследие, философия и культура.

А.М.АНТИПОВА, Е.А.БАЛАШОВА, И.А.КАРГАШИН —
«Время нынче очень уж серьёзное, и надо нам всем… нравственно обняться» (Ю.П.Казаков): научные чтения к 90-летию Ю.П.Казакова в Тарусе
Аннотация. В статье говорится о научных чтениях, посвящённых 90-летию Ю.П.Казакова, которые состоялись в августе 2017 года в г. Тарусе. Представлено содержание выступлений участников чтений из разных городов России.
Ключевые слова: Ю.П.Казаков, русская проза ХХ века, лирическая проза, анализ, интерпретация, мотив, жанр рассказа, образ писателя, литературное образование, читатель-школьник.

Главный редактор

Виктор Федорович Чертов