Лицензия Creative Commons

Все статьи журнала доступны по лицензии Creative Commons с указанием авторства 4.0 Всемирная.

Литература в школе, 2018, № 5

Содержание

 

НАШИ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ

К 200-летию со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева

В.А.ДОМАНСКИЙ —
Приближение к Тургеневу

Ю.В.ЛЕБЕДЕВ —
Трагический разлад сердца и разума в душе Евгения Базарова

Журнал «Литература в школе» в Республике Саха (Якутия)

ПОИСК. ОПЫТ. МАСТЕРСТВО

Н.И.НИКОНОВА, С.Ю.ЗАЛУЦКАЯ —
Этнокомпонент уроков литературы в условиях мультикультурной образовательной среды региона Республика Саха (Якутия)

М.Я.МИШЛИМОВИЧ —
«Часы нравственного прозрения»: уроки внеклассного чтения сегодня

Т.М.ЕРМОЛАЕВА —
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать» (Дидро Д.)

М.В.БАЛАЕВА —
«В Колыме, я точно знаю: сколько снега, столько слёз».
По страницам лагерной поэзии. XI класс

Л.В.БОРОЗДУНОВА —
Опыт изучения рассказа А.П.Чехова «О любви» с использованием технологии педагогической мастерской.
VIII класс

А.В.ЕГОРОВА —
«Утро, изменившее жизнь».
Рассказ Л.Н.Толстого «После бала». VIII класс

Н.Э.МИТЮКОВА —
Урок по рассказу М.Горького «Мать изменника» (из цикла «Сказки об Италии»).
VIII класс

О.П.КРЫЛОВА —
«…Я держу окно раскрытым в утро, в небо, в жизнь».
Урок о творчестве Катюши Сполитак. VI—XI классы

А.С.ЧЕРНЫХ —
«Много чудесного видит земля…»
Создание поэтического образа в стихотворении Н.Гумилёва «Жираф». V класс

А.Ю.ЗАОЗЁРСКАЯ, Д.В.ЩЕЛКАНОВА —
Радость игры.
Интегрированный урок развития речи по отрывку из романа М.Твена «Приключения Тома Сойера». V класс

Аннотации и ключевые слова

 

НАШИ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ

К 200-летию со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева

В.А.ДОМАНСКИЙ —
Приближение к Тургеневу
Аннотация. В статье сжато и концептуально раскрывается своеобразие художественных миров И.С.Тургенева, намечены новые аспекты изучения его личности и творчества.
Ключевые слова: художественные миры Тургенева, рецепция творчества, усадебная культура, философия природы и любви, типология героев, «русский европеец».

Ю.В.ЛЕБЕДЕВ —
Трагический разлад сердца и разума в душе Евгения Базарова
Аннотация. В статье раскрываются причины трагической двойственности Базарова, обладающего тревожным и глубоко чувствующим жизнь сердцем, несмотря на его нигилизм.
Ключевые слова: одухотворённая любовь, физиология, эротика, нигилизм, смерть и бессмертие, вера и безверие, пушкинские традиции.

Журнал «Литература в школе» в Республике Саха (Якутия)

ПОИСК. ОПЫТ. МАСТЕРСТВО

Н.И.НИКОНОВА, С.Ю.ЗАЛУЦКАЯ —
Этнокомпонент уроков литературы в условиях мультикультурной образовательной среды региона Республика Саха (Якутия)
Аннотация. В статье раскрывается специфика применения этнокомпонента на уроках литературы в условиях диалогизации образовательного процесса. Рассматриваются историко-генетический и историко-функциональный подходы в ходе изучения фольклорных и художественных произведений. Представлены результаты сравнительно-типологического анализа русских былин и якутских героических преданий об исторических личностях в 5 классе, рассказов А.П.Чехова «Спать хочется» и якутского писателя С.С.Яковлева-Эрилик Эристиина «Хачыгыр» в 6 классе.
Ключевые слова: этнокомпонент, якутская литература, фольклор, предания, былины, сравнительно-типологический анализ.

М.Я.МИШЛИМОВИЧ —
«Часы нравственного прозрения»: уроки внеклассного чтения сегодня
Аннотация. В статье рассматривается один из этапов системы педагогического руководства чтением школьников на основе обобщения многолетнего собственного опыта автора и опыта лучших учителей Республики Саха (Якутия). Автор показывает возможности сочетания методических традиций и современных подходов к подготовке и проведению уроков внеклассного чтения.
Ключевые слова: уроки внеклассного чтения, опережающие домашние задания, ситуация выбора.

Т.М.ЕРМОЛАЕВА —
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать» (Дидро Д.)
Аннотация. Как вернуть школьников к книге в век победивших гаджетов? Вот главный вопрос, на который пытается ответить автор статьи. А чтобы они читали, уроки литературы должны стать мыследеятельностными.
Ключевые слова: фаббинг, зеппинг, клиповое мышление, мыследеятельность, проблемные ситуации, вопросы, требования ФГОС.

М.В.БАЛАЕВА —
«В Колыме, я точно знаю: сколько снега, столько слёз».
По страницам лагерной поэзии. XI класс
Аннотация. Автор рассказывает об уроке, посвящённом поэзии, возникшей в лагерях, куда попадали и где гибли тысячи безвинных людей. Стихи рассказывают не только об их жизни в неволе, но и о них самих, их судьбах, памяти, любви.
Ключевые слова: ГУЛАГ, Колыма, Магадан, лагерная поэзия, стихи за колючей проволокой.

Л.В.БОРОЗДУНОВА —
Опыт изучения рассказа А.П.Чехова «О любви» с использованием технологии педагогической мастерской.
VIII класс
Аннотация. Рассказ А.П.Чехова «О любви» традиционно изучался в 10 классе. Автор даёт методику его постижения в 8 классе, используя технологии педагогической мастерской.
Ключевые слова: Чехов, рассказ «О любви», связь чеховского рассказа с рассказами о любви Бунина и Куприна, технология мастерской, развитие творческого мышления, мотивации к познанию и самопознанию.

А.В.ЕГОРОВА —
«Утро, изменившее жизнь».
Рассказ Л.Н.Толстого «После бала». VIII класс
Аннотация. Автор предлагает разработку урока, в основе которого лежит анализ и интерпретация рассказа Л.Н.Толстого. Предложены вопросы для беседы, опережающие задания учащимся, результаты которых сообщаются на уроке.
Ключевые слова: анализ «вслед за автором», сюжет, композиция, антитеза, тема, идея, жизненная основа, комментарии.

Н.Э.МИТЮКОВА —
Урок по рассказу М.Горького «Мать изменника» (из цикла «Сказки об Италии»).
VIII класс
Аннотация. Автор предлагает анализ произведения Горького с использованием групповых и индивидуальных заданий, даёт вопросы для беседы.
Ключевые слова: цикл, история создания, своеобразие сказки: сочетание черт реализма и романтизма, легендарно-фольклорные образы.

О.П.КРЫЛОВА —
«…Я держу окно раскрытым в утро, в небо, в жизнь».
Урок о творчестве Катюши Сполитак. VI—XI классы
Аннотация. Предложенный урок внеклассного чтения посвящён творчеству Катюши Сполитак, девочки из таёжного городка Нерюнгри, затерянного на просторах Республики Саха (Якутия). Урок рекомендуется проводить после прохождения темы «Поэты XX века о родине, родной природе и о себе».
Ключевые слова: национально-региональный компонент, урок-монтаж, первые шаги, графика, Пастернак, Пушкин, восприятие.

А.С.ЧЕРНЫХ —
«Много чудесного видит земля…»
Создание поэтического образа в стихотворении Н.Гумилёва «Жираф». V класс
Аннотация. Многие скажут, что для подросткового возраста творчество Гумилёва недоступно, трудно для восприятия. Однако, как известно, преодолеть трудности восприятия художественного текста можно только искусством чтения, на которое мы рассчитываем.
Ключевые слова: стихотворение-«путешествие» Н.Гумилёва, поэтическая «география», «учебник географии в стихах», экзотика далёких стран в романтических образах стихотворения «Жираф», изысканность и простота поэтической формы, ясность, эпитеты и сравнения, заманчивость странствий, вдохновляющее слово поэта.

А.Ю.ЗАОЗЁРСКАЯ, Д.В.ЩЕЛКАНОВА —
Радость игры.
Интегрированный урок развития речи по отрывку из романа М.Твена «Приключения Тома Сойера». V класс
Аннотация. Авторы представляют подробный конспект-сценарий уроков по изучению отрывка из романа М.Твена «Приключения Тома Сойера». В статье показано использование технологии интегрированного урока как средства повышения мотивации учебной деятельности за счёт нестандартной формы.
Ключевые слова: интеграция, развитие речи, анализ языковых средств текста, разнообразные виды деятельности, применение теоретических знаний на практике.

Главный редактор

Виктор Федорович Чертов