Лицензия Creative Commons

Все статьи журнала доступны по лицензии Creative Commons с указанием авторства 4.0 Всемирная.

Литература в школе, 2018, № 6

Содержание

 

НАШИ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ

К.С.ЛИЦАРЕВА —
«Почтенный» жанр литературной биографии

Н.О.ОСИПОВА —
Роль заглавия в интерпретации поэтического текста

Н.И.ЗЛЫГОСТЕВА —
«Как слово наше отзовётся».
Литературные чтения в Кирове и Кировской области

Е.О.ГАЛИЦКИХ —
Традиции памяти и добра.
Крещенские встречи словесников в Вятской гуманитарной гимназии

А.А.СТАРОДУМОВ —
Послесловие к фильму «Три сестры» (2017): диалог со зрителем

ПОИСК. ОПЫТ. МАСТЕРСТВО

Журнал «Литература в школе» в Вятской гуманитарной гимназии

Т.К.КОСОЛАПОВА —
Методический взгляд на учителя-словесника Вятской гуманитарной гимназии

Л.В.ЗАНЬКО —
Стихи? Проза?.. Стихотворения в прозе…
Сравнительный анализ стихотворений в прозе «Природа» И.С.Тургенева и «Шут и Венера» Ш.Бодлера. Х класс

Т.Ю.ВЕЛИКИХ, Н.В.МАСЛАК —
Путешествие дилетантов.
Интегрированный урок (литература и математика). IX класс

Ю.А.ГУЩИНА, Н.В.МАСЛАК —
Поединок чести, или Ваше благородие, госпожа удача.
По произведениям русской и зарубежной классической литературы. Публичный урок

Проект «Современная проза для подростков и юношества»

Т.Г.ЗУБАРЕВА —
«Вафельное сердце».
Мастерская по одноимённой повести норвежской писательницы Марии Парр. VI—VII классы

Н.Н.ОДИНЦОВА, О.И.ПУРТОВА —
Современная книга о подростках и для подростков.
Методические материалы к уроку внеклассного чтения по книге А.Жвалевского и Е.Пастернак «Охота на Василиска». VI класс

Н.А.КАБАНОВА —
Использование различных стратегий чтения и понимания художественного текста на уроке внеклассного чтения по сказке Т.А.Копаневой «Тайна добра, или Как не стать Бабой Ягой».
V класс

ДУША ОБЯЗАНА ТРУДИТЬСЯ

И.А.ЛОГИНОВА —
«Живые картины» как практика гуманитарного образования

Е.Н.КУЗНЕЦОВА, В.А.ПОКОТЕЛОВА —
«Стихам моим… настанет свой черёд». Марина Цветаева.
Поэтический вечер

Аннотации и ключевые слова

 

НАШИ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ

К.С.ЛИЦАРЕВА —
«Почтенный» жанр литературной биографии
Аннотация. В статье затронуты основополагающие теоретические вопросы, связанные с типологическими чертами литературного жанра писательской биографии. Также рассмотрены жанровые особенности, используемые современными писателями, пишущими о писателях.
Ключевые слова: биография, литературный жанр, беллетризованная биография, факт, вымысел, генезис.

Н.О.ОСИПОВА —
Роль заглавия в интерпретации поэтического текста
Аннотация. В статье рассматриваются возможности анализа «Сказки о чёрном кольце» Ахматовой через название, которое является ключом к её интерпретации. Прослеживается диалог с мифологической традицией, жанровым каноном, символикой Серебряного века.
Ключевые слова: заглавие, сказка, жанровая традиция, интертекстуальность, мифопоэтическая символика.

Н.И.ЗЛЫГОСТЕВА —
«Как слово наше отзовётся».
Литературные чтения в Кирове и Кировской области
Аннотация. Автор рассказывает о традиции проведения литературных чтений в г. Кирове и Кировской области, приобщающих школьников и взрослых к чтению классики и современной литературы.
Ключевые слова: литературные чтения, тематика, участие школ и библиотек, писателей, конкурсы сочинений, мастер-классы, открытые уроки.

Е.О.ГАЛИЦКИХ —
Традиции памяти и добра.
Крещенские встречи словесников в Вятской гуманитарной гимназии
Аннотация. Статья раскрывает тематику Крещенских встреч словесников в Вятской гуманитарной гимназии и методику их проведения как традицию литературногообразования. Подробно описана «образовательная встреча» с фильмом Ю.Грымова «Три сестры» по пьесе А.П.Чехова.
Ключевые слова: традиция, образовательная встреча, тематика встреч, миссия учителя, методика обсуждения фильма.

А.А.СТАРОДУМОВ —
Послесловие к фильму «Три сестры» (2017): диалог со зрителем
Аннотация. В статье анализируются впечатления после просмотра фильма Ю.Грымова «Три сестры» по пьесе А.П.Чехова, сделана попытка осмысления интерпретации классического произведения языком кино в рамках современного его прочтения.
Ключевые слова: Ю.Грымов, интерпретация, понимание, символы, смысл, игра, образ.

ПОИСК. ОПЫТ. МАСТЕРСТВО

Журнал «Литература в школе» в Вятской гуманитарной гимназии

Т.К.КОСОЛАПОВА —
Методический взгляд на учителя-словесника Вятской гуманитарной гимназии
Аннотация. Методист Вятской гуманитарной гимназии рассказывает о сложившихся за годы традициях преподавания литературы в этом учебном заведении.
Ключевые слова: творческий поиск, встреча поколений, постижение классики, выбор современного произведения, диалог на уроке, открытый финал, творчество ученика.

Л.В.ЗАНЬКО —
Стихи? Проза?.. Стихотворения в прозе…
Сравнительный анализ стихотворений в прозе «Природа» И.С.Тургенева и «Шут и Венера» Ш.Бодлера. Х класс
Аннотация. Автор раскрывает организацию сравнения как мыслительной деятельности и приёма обучения на примере чтения и изучения стихотворений в прозе на основе самостоятельной поисковой деятельности учащихся.
Ключевые слова: чтение, сравнительный анализ (сопоставление и противопоставление) художественного текста, основания для сравнения, стихотворения в прозе, самостоятельная деятельность.

Т.Ю.ВЕЛИКИХ, Н.В.МАСЛАК —
Путешествие дилетантов.
Интегрированный урок (литература и математика). IX класс
Аннотация. Данный материал может быть полезен для вводного урока при изучении поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души».
Ключевые слова: метапредметность, мотив дороги,творческий замысел, диаметр, окружность, длина пути, процент, скорость.

Ю.А.ГУЩИНА, Н.В.МАСЛАК —
Поединок чести, или Ваше благородие, госпожа удача.
По произведениям русской и зарубежной классической литературы. Публичный урок
Аннотация. Данный материал может быть полезен при изучении повести А.И.Куприна «Поединок» или послужит идеей для уроков, посвящённых изучению произведений, в которых присутствуют мотивы чести и бесчестия.
Идея, которую мы воплотили в необычном уроке (публичном уроке) заключается в желании организовать живой образовательный диалог между разными поколениями детей и взрослых.
Ключевые слова: честь, достоинство, поединок, дуэль, дуэльный кодекс, литературный конфликт, секундант, поле, аристия, кулачный бой, вызов, сатисфакция.

Проект «Современная проза для подростков и юношества»

Т.Г.ЗУБАРЕВА —
«Вафельное сердце».
Мастерская по одноимённой повести норвежской писательницы Марии Парр. VI—VII классы
Аннотация. Мастерская устанавливает взаимосвязи между народными представлении о роли сердца в жизни человека, анатомическими знаниями детей о сердечной мышце, их личным эмоциональным опытом и теми уроками, которые они вынесли из общения с книгой.
Ключевые слова: сердце, мышца, чувства, сила, ранимость, хрупкость.

Н.Н.ОДИНЦОВА, О.И.ПУРТОВА —
Современная книга о подростках и для подростков.
Методические материалы к уроку внеклассного чтения по книге А.Жвалевского и Е.Пастернак «Охота на Василиска». VI класс
Аннотация. Авторы статьи на основе произведения современных писателей ведут разговор о взаимоотношениях родителей и детей, об одиночестве подростков в непростой период взросления и отсутствии поддержки со стороны взрослых, о необходимости решать возникающие проблемы и отвечать на вопросы совместно.
Ключевые слова: А.Жвалевский и Е.Пастернак, подростки, взрослые, взаимоотношения, проблемы, поддержка, семья, школа.

Н.А.КАБАНОВА —
Использование различных стратегий чтения и понимания художественного текста на уроке внеклассного чтения по сказке Т.А.Копаневой «Тайна добра, или Как не стать Бабой Ягой».
V класс
Аннотация. В статье представлен опыт использования различных стратегий чтения и понимания художественного текста на каждом этапе деятельности в 5 классе. В процессе анализа сказки современного писателя происходит освоение изученных стратегий на практике. Для закрепления полученных навыков осуществляется создание авторских текстов как показателя высокого уровня развития читательской компетентности учащихся.
Ключевые слова: Т.А.Копанева, практика, стратегии, художественный текст.

ДУША ОБЯЗАНА ТРУДИТЬСЯ

И.А.ЛОГИНОВА —
«Живые картины» как практика гуманитарного образования
Аннотация. В статье представлена новая практика гуманитарного образования педагогов гимназии «живые картины»: история появления и развития необычногожанра, особенности постановки в различные исторические периоды. Авторы раскрывают и методику применения «живых картин» во внеурочной деятельности, этапы их создания и рекомендации по постановке.
Ключевые слова: «живые картины», практика гуманитарного образования, Алексей Столбов, Вятка, писатели о «живых картинах», этапы создания «живых картин», актуальность «живых картин» сегодня.

Е.Н.КУЗНЕЦОВА, В.А.ПОКОТЕЛОВА —
«Стихам моим… настанет свой черёд». Марина Цветаева.
Поэтический вечер
Аннотация. Через поэтический вечер старшеклассники знакомятся с жизнью и творчеством поэта Марины Ивановны Цветаевой, личность и литературное наследие которой являются достоянием России.
Ключевые слова: судьба, детство, родители, Пушкин, стихи, любовь, творчество, трагически оборванная жизнь.

Главный редактор

Виктор Федорович Чертов