Лицензия Creative Commons

Все статьи журнала доступны по лицензии Creative Commons с указанием авторства 4.0 Всемирная.

Литература в школе, 2018, № 8

Содержание

 

НАШИ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ

О.И.ЗВОРЫГИНА —
Русская литературная сказка: языковые сигналы формы

В.В.ГАВРИЛОВ —
Сошествие во ад как ключевой мотив в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Д.В.ЛАРКОВИЧ —
Орфический мотив в рассказе И.А.Бунина «Грамматика любви»: опыт мифопоэтической интерпретации

О.В.РУДНЕВА —
Психологизм рассказов о любви в творчестве А.П.Чехова и И.А.Бунина

А.А.ХАДЫНСКАЯ —
Эмигрантская лира русского Парижа: поэзия «парижской ноты» в историко-культурном контексте

Н.В.ГАНУЩАК, М.В.ЦВЕТКОВА —
Варлам Шаламов: «Я летописец собственной души, не более»

Н.А.ДВОРЯШИНА —
Волшебный свет детской книги

ПОИСК. ОПЫТ. МАСТЕРСТВО

Уроки

С.В.ГАЛЯН, Т.А.СИРОТКИНА —
Формирование понятия «региональный текст» на уроках литературы

Т.В.КИЛИНГ —
Печорин как герой своего времени.
Два урока в IX классе

С.А.ТЮРМОРЕЗОВА —
«Светлое царство» в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
Х класс

ДУША ОБЯЗАНА ТРУДИТЬСЯ

И.А.УСАНОВА —
«Против течения».
Литературно-музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству А.К.Толстого

Новые книги

Г.В.КУКУЕВА —
Рецензия на учебно-методическое пособие С.В.Галян, Т.А.Сироткиной «Литературное краеведение: филологический анализ регионального текста» (Сургут: РИО СурГПУ, 2017)

Аннотации и ключевые слова

 

НАШИ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ

О.И.ЗВОРЫГИНА —
Русская литературная сказка: языковые сигналы формы
Аннотация. В статье рассматриваются языковые средства, ставшие сигналами жанровой формы русской литературной сказки. Внимание автора сосредоточено на единицах лексико-фразеологического уровня и языковых средствах выражения хронотопа.
Ключевые слова: литературная сказка, жанровая форма, языковые сигналы, лексика, фразеология, хронотоп.

В.В.ГАВРИЛОВ —
Сошествие во ад как ключевой мотив в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
Аннотация. В статье предпринята попытка рассмотреть Сошествие во ад как ключевой мотив романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Такой подход к анализу романа может быть вполне оправданным, так как, по мнению автора, главные герои романа находятся параллельно в двух мирах: реальном и мифологическом. Они проходят инициацию и спускаются в царство мёртвых с разными целями (Раскольников — чтобы проверить свою теорию исключительности, Соня — чтобы спасти возлюбленного). Автор предлагает систему аргументации данной позиции, отмечая, что в конце романа герои видят выход из царства тьмы, однако результат Сошествия во ад остаётся за рамками повествования.
Ключевые слова: Сошествие во ад, Орфей и Эвридика, миф, Психея, инициация, двоемирие, подземный мир.

Д.В.ЛАРКОВИЧ —
Орфический мотив в рассказе И.А.Бунина «Грамматика любви»: опыт мифопоэтической интерпретации
Аннотация. В статье предлагается прочтение рассказа Бунина через призму мифопоэтики: выявление связей с мифом об Орфее и Эвридике.
Ключевые слова: И.А.Бунин, «Грамматика любви», орфический мотив, мифопоэтика, культурные архетипы.

О.В.РУДНЕВА —
Психологизм рассказов о любви в творчестве А.П.Чехова и И.А.Бунина
Аннотация. В статье описываются приёмы создания психологизма в рассказах о любви А.П.Чехова и И.А.Бунина в контексте их концепции человека. Делается вывод об общих творческих приёмах в изображении феномена любви в жизни человека и различиях в понимании сущности человеческой жизни.
Ключевые слова: художественная антропология, психологизм, И.А.Бунин, А.П.Чехов.

А.А.ХАДЫНСКАЯ —
Эмигрантская лира русского Парижа: поэзия «парижской ноты» в историко-культурном контексте
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению поэзии «парижской ноты» в широком историко-культурном контексте первой волны русской эмиграции. Делается вывод о влиянии атмосферы русского Парижа на формирование поэтики и эстетики указанного поэтического движения. А.Штейгер и Л.Червинская рассматриваются как самые яркие представители «парижской ноты», в чьём творчестве наиболее глубоко отразилось мировоззрение представителей «незамеченного поколения».
Ключевые слова: поэзия эмиграции первой волны, русский Париж, поэзия «парижской ноты», акмеистические традиции, лирика А.Штейгера, лирика Л.Червинской.

Н.В.ГАНУЩАК, М.В.ЦВЕТКОВА —
Варлам Шаламов: «Я летописец собственной души, не более»
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению отдельных аспектов творчества В.Т.Шаламова, его эстетической концепции «новой» прозы и призвана помочь учителю-словеснику, а также вузовскому преподавателю расширить представление о «лагерной» теме в отечественной литературе ХХ века.
Ключевые слова: «лагерная» тема, эстетические принципы творчества, «новая проза» В.Шаламова, художественный мир, «Колымские рассказы».

Н.А.ДВОРЯШИНА —
Волшебный свет детской книги
Аннотация. Автор статьи размышляет о роли и значении детской литературы в духовно-нравственном воспитании ребёнка и на конкретных примерах показывает имеющиеся у словесника возможности для формирования у детей «сердечного слуха».
Ключевые слова: дети, книга, чтение, читатель, нравственный потенциал, уроки душевного прозрения, жизненные ценности, душа, сердце, любовь, вера, слово, художник, природа, чувства, материальное, духовное.

ПОИСК. ОПЫТ. МАСТЕРСТВО

Уроки

С.В.ГАЛЯН, Т.А.СИРОТКИНА —
Формирование понятия «региональный текст» на уроках литературы
Аннотация. Статья посвящена одной из актуальных проблем преподавания литературы в школе — формированию понятия «региональный текст». Авторы предлагают выстроить урок, посвящённый формированию данного понятия, на примере одного из региональных текстов — югорского.
Ключевые слова: региональный текст, литературное краеведение, Югра, югорские авторы.

Т.В.КИЛИНГ —
Печорин как герой своего времени.
Два урока в IX классе
Аннотация. В статье дана разработка уроков, посвящённых образу Печорина; предлагаются вопросы и задания для анализа романа, закрепления знаний, развития речи учащихся; вводятся понятия «герой времени», «прототип», «психологический портрет».
Ключевые слова: эпоха 1830—1840-х годов, герой времени, образ Печорина, черты Печорина, общие с другими героями романа.

С.А.ТЮРМОРЕЗОВА —
«Светлое царство» в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
Х класс
Аннотация. В статье предлагается анализ текста произведения с целью раскрыть тему двойничества, акцентируя внимание на положительных качествах, светлых сторонах персонажей, направляя учащихся к размышлениям о нравственных проблемах, поставленных в романе.
Ключевые слова: преступление, наказание, духовная смерть, раскаяние, духовное возрождение, образ Божий в человеке.

ДУША ОБЯЗАНА ТРУДИТЬСЯ

И.А.УСАНОВА —
«Против течения».
Литературно-музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству А.К.Толстого
Аннотация. В статье представлен сценарий литературно-музыкальной композиции, повествующей о жизненном пути и основных этапах творчества русского поэта XIX века А.К.Толстого. Рассказ о ключевых фактах биографии Толстого дополнен обширным художественным материалом, а также сопровождён характеристикой музыкального и визуального оформления.
Ключевые слова: А.К.Толстой, поэзия, лирика, «Князь Серебряный», «Упырь», «Смерть Иоанна Грозного».

Новые книги

Г.В.КУКУЕВА —
Рецензия на учебно-методическое пособие С.В.Галян, Т.А.Сироткиной «Литературное краеведение: филологический анализ регионального текста» (Сургут: РИО СурГПУ, 2017)
Аннотация. В рецензии представлен анализ структуры и содержания учебного пособия С.В.Галян, Т.А.Сироткиной «Литературное краеведение: филологический анализ регионального текста». Новизна рецензируемого пособия заключается в рассмотрении регионального текста в контексте культурного пространства России; в определении целевой аудитории (педагоги-словесники и учащиеся средней школы). Отмечен практико-ориентированный характер заданий, направленных на достижение учебных результатов, обозначенных в ФГОС полного общего образования.
Ключевые слова: региональный текст, учебная ситуация, метапредметные умения, элективный курс.

Главный редактор

Виктор Федорович Чертов