Лицензия Creative Commons

Все статьи журнала доступны по лицензии Creative Commons с указанием авторства 4.0 Всемирная.

Литература в школе, 2018, № 9

Содержание

 

НАШИ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ

Наука — школе

И.Н.ПОЛИТОВА —
Региональный семинар «Литература в школе ХХI века» в Коломне

В.А.ВИКТОРОВИЧ —
Так зачем литература в школе?

М.А.ДУБОВА —
Читаем рассказ И.А.Бунина «Захар Воробьёв»: анализ образной системы произведения

Е.В.ЩЕРБАКОВА —
Слово и музыка на уроке литературы и во внеурочной деятельности

М.В.ПАНКРАТОВА —
Структурные и содержательные модели изложения биографии автора на уроке литературы средствами электронной учебной презентации

А.В.КУЛАГИН —
Гамлет и поэты советской эпохи.
К уроку внеклассного чтения

ПОИСК. ОПЫТ. МАСТЕРСТВО

Уроки

И.Н.ПОЛИТОВА —
Беседы о нравственности: уроки внеклассного чтения по рассказам В.Солоухина.
V—XI классы

Н.В.САРЫЧЕВА —
Лики природы в поэзии, музыке, живописи.
Урок с применением интегральных технологий. VII класс

Н.Н.НЕВМИРУХО —
Русские поэты о природе.
К.Бальмонт. «Снежинка». V класс

Е.В.ЧЕХОНИНА —

Басни как средство нравственного воспитания школьников на уроках литературы

Е.Н.КОНОНОВА —
Итоговый урок «Мир басен И.А.Крылова».
V класс

Современная отечественная и зарубежная литература для подростков и юношества

М.В.ЕРАБЕК —
Рассказ Л.Улицкой «Капустное чудо».
Урок внеклассного чтения. VI класс

Т.А.КАПЫРИНА, М.Ю.ПАЙКОВА —
Урок-мастерская по повести И.И.Краевой «Тим и Дан, или Тайна “Разбитой коленки”».
VI класс

М.И.БОНДАРЕНКО —
С.Вестерфельд. «Уродина».
XI класс

Заочные экскурсии по литературным местам России

С.Н.МИРОНЕНКО —
Коломна глазами Пильняка: литературное краеведение

Аннотации и ключевые слова

 

НАШИ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ

Наука — школе

И.Н.ПОЛИТОВА —
Региональный семинар «Литература в школе ХХI века» в Коломне
Аннотация. Автор рассказывает о проведённом в Коломне двухдневном семинаре для словесников, поднимавшем проблему современного преподавания литературы в школе.
Ключевые слова: содержательность докладов, актуальность поднимаемых вопросов, пути решения актуальных методических проблем, условия успешности современного урока литературы.

В.А.ВИКТОРОВИЧ —
Так зачем литература в школе?
Аннотация. Автор статьи предлагает задуматься о смысле существования школьного предмета литературы. Приводятся суждения на этот счёт авторов XIX и XX веков. Сегодня должно быть очевидно, что практики как идеологического, так и постмодернистского «завоевания» литературы в равной степени ведут к «смерти автора». Только диалог с автором может спасти сам предмет литературы, дающий навыки понимания и сотворчества. Приводятся примеры возможностей такого диалога в современных условиях.
Ключевые слова: литература в школе, кризис преподавания, «смерть автора» и диалог с автором.

М.А.ДУБОВА —
Читаем рассказ И.А.Бунина «Захар Воробьёв»: анализ образной системы произведения
Аннотация. В статье представлен опыт прочтения рассказа И.А.Бунина «Захар Воробьёв». В центре авторского внимания комплексный анализ образа главного героя произведения.
Ключевые слова: комплексный анализ, главный герой, приёмы создания образа, мировосприятие, авторское отношение.

Е.В.ЩЕРБАКОВА —
Слово и музыка на уроке литературы и во внеурочной деятельности
Аннотация. В статье рассматривается соотношение слова и музыки в историческом ракурсе на материале отечественного искусства XIX—XX веков. Проанализирован музыкальный компонент в творческих портретах русских писателей XIX века.
Ключевые слова: музыка, литература, поэзия, урок литературы, внеурочная деятельность, салон, театр, народная песня.

М.В.ПАНКРАТОВА —
Структурные и содержательные модели изложения биографии автора на уроке литературы средствами электронной учебной презентации
Аннотация. Статья посвящена структурным и содержательным моделям изложения биографии автора на уроке литературы средствами электронной учебной презентации, а также методам и приёмам повышения мотивации учащихся к изучению предмета.
Ключевые слова: биография, электронная учебная презентация, мотивация, межпредметные связи.

А.В.КУЛАГИН —
Гамлет и поэты советской эпохи.
К уроку внеклассного чтения
Аннотация. В статье предложена разработка урока внеклассного чтения по теме «Гамлет и поэты советской эпохи», предложенной в рамках изучения «вечных» образов в литературе. Для анализа предложены стихотворения А.Межирова, Б.Слуцкого, А.Кушнера и В.Высоцкого. Сопоставление стихотворений, принадлежащих поэтам двух поколений, показывает, что если Гамлет у поэтов-фронтовиков отличается категоричным выбором в пользу подвига и жертвенности, то у поэтов поколения «оттепели» он сомневается в праве силы и власти или даже отказывается от него.
Ключевые слова: «вечные» образы, Гамлет, традиция, переосмысление, Межиров, Слуцкий, Кушнер, Высоцкий.

ПОИСК. ОПЫТ. МАСТЕРСТВО

Уроки

И.Н.ПОЛИТОВА —
Беседы о нравственности: уроки внеклассного чтения по рассказам В.Солоухина.
V—XI классы
Аннотация. В статье поднимается вопрос нравственного воспитания школьников. Автор предлагает обратиться к рассказам Владимира Солоухина на уроках внеклассного чтения и поразмышлять над нравственной основой поступков его героев.
Ключевые слова: урок внеклассного чтения, рассказы, В.Солоухин, нравственность, нравственный выбор, воспитание нравственности.

Н.В.САРЫЧЕВА —
Лики природы в поэзии, музыке, живописи.
Урок с применением интегральных технологий. VII класс
Аннотация. Интегрированный урок литературы и музыки проводится в рамках изучения пейзажной лирики Тютчева, Фета, Бальмонта, Есенина, Майкова с использованием музыкальных произведений Чайковского, Шумана, Греве-Соболевской. Школьники учатся умению первичного анализа поэтического текста, определяют изобразительно-выразительные средства языка, сопоставляют лирические и музыкальные произведения, учатся выразительному чтению стихов под музыкальный аккомпанемент, составлению синквейна, описанию музыки словами.
Ключевые слова: пейзажные зарисовки в поэзии, музыке и живописи, изобразительные средства языка и музыки, музыкальное произведение, анализ стихотворения, творческая мастерская поэта и композитора, размер стихосложения, рифма.

Н.Н.НЕВМИРУХО —
Русские поэты о природе.
К.Бальмонт. «Снежинка». V класс
Аннотация. В статье представлен урок, на котором учащиеся учатся вчитываться в стихотворный текст, анализировать его, видеть средства художественной выразительности, выражать свои мысли и чувства.
Ключевые слова: загадка, акростих, стихи о природе, анализ текста, эпитет, метафора, олицетворение.

Е.В.ЧЕХОНИНА —
Басни как средство нравственного воспитания школьников на уроках литературы
Аннотация. Автор показывает возможности использования басни для нравственного воспитания подростков.
Ключевые слова: басня, воспитательная роль чтения, иносказание, меткость языка и выразительность изображения, собственное творчество подростков.

Е.Н.КОНОНОВА —
Итоговый урок «Мир басен И.А.Крылова».
V класс
Аннотация. Данный урок — заключительный по изучению творчества И.А.Крылова — расширяет знания учащихся о творчестве баснописца, выявляет умение выразительно читать текст, понимать мораль басни и её общечеловеческий смысл.
Ключевые слова: басня, мораль, афоризм, эзопов язык, иносказание.

Современная отечественная и зарубежная литература для подростков и юношества

М.В.ЕРАБЕК —
Рассказ Л.Улицкой «Капустное чудо».
Урок внеклассного чтения. VI класс
Аннотация. Основу урока составляет анализ рассказа Улицкой и внимание к тому, как чужие друг другу в начале рассказа его герои, пройдя испытания, становятся близкими и родными.
Ключевые слова: Л.Улицкая, рассказ, война, смысл названия, обыденное и чудесное, безразличие и отзывчивость, семья.

Т.А.КАПЫРИНА, М.Ю.ПАЙКОВА —
Урок-мастерская по повести И.И.Краевой «Тим и Дан, или Тайна “Разбитой коленки”».
VI класс
Аннотация. Приведённый урок внеклассного чтения помогает расширить читательский кругозор учащихся в области современной отечественной детской прозы.
Ключевые слова: отечественная литература, внеклассное чтение, анализ художественного текста, средства выразительности

М.И.БОНДАРЕНКО —
С.Вестерфельд. «Уродина».
XI класс
Аннотация. В статье рассматривается первый роман трилогии С.Вестерфельда «Уродина» и возможность его изучения в выпускном классе. Являясь антиутопией, данный текст актуален и своей этической проблематикой. Изображение мира будущего, населённого одинаково красивыми людьми, заставляет подростков задуматься о личности человека и его индивидуальности.
Ключевые слова: «Уродина», антиутопия, стандартизация, «операция красоты».

Заочные экскурсии по литературным местам России

С.Н.МИРОНЕНКО —
Коломна глазами Пильняка: литературное краеведение
Аннотация. В статье показаны содержание и организация заочной экскурсии по литературно значимым местам Коломны, нашедшим отражение в прозе Бориса Андреевича Пильняка.
Ключевые слова: Пильняк, Коломна, краеведение, экскурсия, литература.

Главный редактор

Виктор Федорович Чертов