Лицензия Creative Commons

Все статьи журнала доступны по лицензии Creative Commons с указанием авторства 4.0 Всемирная.

Литература в школе, 2019, № 1

Содержание

 

НАШИ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ

Н.Ю.ТЯПУГИНА —
«Маленькая трилогия» Чехова (1898)

Е.Б.ДЕМИДОВА, Л.Г.ШАРЛИКОВА —
Изучение стилистических возможностей местоимений в школе.
На материале «Солнца мёртвых» И.С.Шмелёва

О.В.РЕЗНИК, Л.П.КУЗНЕЦОВА —
Литературный портрет как средство раскрытия внутреннего мира персонажа в прозе В.Г.Распутина

МИР БОРИСА ЕКИМОВА — МИР РОССИИ

Л.Н.САВИНА, М.В.САМОСТЬЕВА —
Тема взаимосвязи поколений в рассказах Б.П.Екимова

А.А.ТИМЧЕНКО —
Музыка жизни.
Размышление над книгами Бориса Екимова

О.В.ПЕНЬКОВА —
Борис Петрович Екимов — о тебе, обо мне, о нас!

С.В.РОМАНОВА —
«Спешите делать добрые дела» (А.Яшин)

Л.Е.КУРИЦЫНА —
Как научить своих учеников быть добрыми?
Нужно читать рассказы Бориса Петровича Екимова

О.Р.ВЕТЮТНЕВА —
«И придёт исцеление…»

О.В.ПЕРЕГУДОВА —
«Лучшие встречи с читателем — это когда читают мною написанное»
(Б.П.Екимов)

Т.Ю.КОТОВА —
Чтобы не опоздать…

Н.В.ВЕТОШКИНА —
Сила слова Бориса Екимова

Л.В.САМОЙЛЕНКО —
Музейная экскурсия «Подвижники земли родной»

ПОИСК. ОПЫТ. МАСТЕРСТВО
Уроки

А.А.КИРИЧЕНКО —
«Старый да малый» в рассказах Бориса Екимова

А.А.КОРОЛЬ —
«Не стойте в стороне, когда мне одиноко» (Е.Евтушенко).
Урок по рассказу Б.П.Екимова «Продажа»

Е.С.СИНИЦЫНА —
«Душу живу… сохранить».
По повести Б.Екимова «Пиночет». XI класс

М.А.ФИЛИППОВА —
«…У писателя есть право памяти… собравшей из тысячи таких вот мальчиков одного — Фетисыча».
Урок по рассказу Б.П.Екимова «Фетисыч»

А.Е.МАЧЕЕВА —
Анализ рассказа Б.П.Екимова «Мальчик на велосипеде».
VIII класс

Е.В.СИЗОВА —
Человек и природа в рассказе Б.Екимова «На льду».
VI класс

С.Н.КОРОБОВА —
«Хоть не вечен человек, то, что вечно, — человечно» (А.Фет).
Урок — размышление над рассказом Б.П.Екимова «Ночь исцеления»

Аннотации и ключевые слова

 

НАШИ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ

Н.Ю.ТЯПУГИНА —
«Маленькая трилогия» Чехова (1898)
Аннотация. В статье рассматриваются рассказы А.П.Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».
Ключевые слова: эволюция творчества, путешествие на Сахалин, художественные шедевры зрелого Чехова.

Е.Б.ДЕМИДОВА, Л.Г.ШАРЛИКОВА —
Изучение стилистических возможностей местоимений в школе.
На материале «Солнца мёртвых» И.С.Шмелёва
Аннотация. Интерес авторов к местоимениям продиктован тем, что в этой части речи заложены своеобразные источники речевой экспрессии. В «Солнце мёртвых» местоимения несут значительную стилистическую нагрузку. Некоторые формы множественного числа употребляются для обозначения тех, кого автор не желает или не может называть их собственным наименованием.
Ключевые слова: автор, текст, стилистическая функция, местоимение.

О.В.РЕЗНИК, Л.П.КУЗНЕЦОВА —
Литературный портрет как средство раскрытия внутреннего мира персонажа в прозе В.Г.Распутина
Аннотация. В статье показана роль портрета в творчестве Распутина, его своеобразие, следование традициям русской классической литературы.
Ключевые слова: портрет, психологический портрет, внутренний мир человека, точность портретных деятелей, идеальные образы, авторский комментарий, своеобразие портретов.

МИР БОРИСА ЕКИМОВА — МИР РОССИИ

Л.Н.САВИНА, М.В.САМОСТЬЕВА —
Тема взаимосвязи поколений в рассказах Б.П.Екимова
Аннотация. В статье на материале рассказов Б.П.Екимова рассматривается проблема взаимоотношений представителей разных поколений. Особое внимание уделяется значимому для автора мотиву духовной связи дедов и внуков.
Ключевые слова: тема отцов и детей, образ ребёнка, символика.

А.А.ТИМЧЕНКО —
Музыка жизни.
Размышление над книгами Бориса Екимова
Аннотация. Педагог воспринимает творчество Б.Екимова как правдивое зеркало личного творческого мировосприятия писателя. Глядя в это зеркало, читатели видят самих себя и глубоко осмысливают прочитанное и свою жизнь.
Ключевые слова: личность писателя, скромность, глубина осмысления современной жизни, малая родина, воспитательное воздействие произведений Екимова.

О.В.ПЕНЬКОВА —
Борис Петрович Екимов — о тебе, обо мне, о нас!
Аннотация. В центре внимания автора рассказы Б.П.Екимова и их воздействие на мировоззрение, ценности современных школьников.
Ключевые слова: Б.Екимов, «первоклассный русский рассказчик», правда о нашей жизни, о нас; типы героев произведений Екимова, актуальность творчества.

С.В.РОМАНОВА —
«Спешите делать добрые дела» (А.Яшин)
Аннотация. Автор эссе показывает: всё творчество Б.Екимова без назиданий, силой слова учит читателя осмысливать свою жизнь, поступки, творить добро и находить в этом радость.
Ключевые слова: герои писателя — обычные люди, противопоставление личной выгоде великодушия и способности откликнуться на чужую боль, рассказы писателя всегда о смысле жизни.

Л.Е.КУРИЦЫНА —
Как научить своих учеников быть добрыми?
Нужно читать рассказы Бориса Петровича Екимова

Аннотация. Автор рассуждает о произведениях Б.Екимова, в которых писатель рассказывает об отношениях родителей, детей и внуков.
Ключевые слова: трогательные, незащищённые, cовестливые старики, отзывчивые внуки, рассказы задевают детей за живое, вера в чистых и искренних людей.

О.Р.ВЕТЮТНЕВА —
«И придёт исцеление…»
Аннотация. Рассказывая о своём восприятии творчества Б.П.Екимова, автор убеждает в том, что каждое его произведение — открытие, писатель возвращает нам утраченную цену простому и необходимому: воздуху, воде, хлебу.
Ключевые слова: читайте Екимова, чтобы остаться людьми; идеалы добра, правды, духовной красоты, сохранение русской речи.

О.В.ПЕРЕГУДОВА —
«Лучшие встречи с читателем — это когда читают мною написанное»
(Б.П.Екимов)
Аннотация. Автор рассказывает о системе работы школы по изучению произведений Б.Екимова.
Ключевые слова: любимый писатель многих, мир России в произведениях писателя, дети и старики — дорогие автору герои, связь с писателем, надежда Б.П.Екимова на учителя.

Т.Ю.КОТОВА —
Чтобы не опоздать…
Аннотация. Автор эссе справедливо считает, что чтение рассказов и повестей Б.П.Екимова открывает юным читателям нашу многогранную и многонациональную Россию с её большими городами и маленькими посёлками, Россию без прикрас, с её природой, проблемами и людьми, чаще — добрыми, отзывчивыми, искренними.
Ключевые слова: удивительный писатель, рассказы-были, владение живым словом, тонкая обрисовка характеров, ответы на трудные вопросы нашей жизни, благодарность читателей, верная любовь к отчизне.

Н.В.ВЕТОШКИНА —
Сила слова Бориса Екимова
Аннотация. Учитель рассказывает об откликах взрослых и юных читателей на рассказы Б.Екимова, убеждает в необходимости знакомить школьников с творчеством писателя.
Ключевые слова: Екимов, «Ночь исцеления», страшная память войны, чуткость внука и непонимание детей; писатель учит неравнодушию, отзывчивости, добру.

Л.В.САМОЙЛЕНКО —
Музейная экскурсия «Подвижники земли родной»
Аннотация. Автор передаёт содержание экскурсии, посвящённой жизни и творчеству писателя-земляка Б.П.Екимова.
Ключевые слова: Б.Екимов, писатель-патриот, признание таланта, трудовая жизнь, счастливая писательская судьба.

ПОИСК. ОПЫТ. МАСТЕРСТВО
Уроки

А.А.КИРИЧЕНКО —
«Старый да малый» в рассказах Бориса Екимова
Аннотация. На уроке анализируются рассказы Екимова, рассматривающие отношения отцов (бабушек, дедушек) и детей (детей и внуков), и устанавливается своеобразие раскрытия этой темы писателем.
Ключевые слова: «вечные» темы литературы, взаимоотношения отцов и детей, чистые детские души, непутёвые взрослые (дети), близость поколения внуков дедушкам (бабушкам), «старый да малый», с одной стороны, — «отцы», с другой.

А.А.КОРОЛЬ —
«Не стойте в стороне, когда мне одиноко» (Е.Евтушенко).
Урок по рассказу Б.П.Екимова «Продажа»
Аннотация. Учитель даёт методику проведения урока чтения с остановками по рассказу Б.Екимова «Продажа», уча детей определять проблематику произведения, анализировать его, выражать своё отношение к злободневным нравственным проблемам, поднятым писателем.
Ключевые слова: Б.Екимов, чтение с остановками, осмысление прочитанного, милосердие, доброта, детство, отражение в литературе острых проблем нашего времени.

Е.С.СИНИЦЫНА —
«Душу живу… сохранить».
По повести Б.Екимова «Пиночет». XI класс
Аннотация. В статье представлен опыт проведения урока по повести «Пиночет» Б.Екимова, главное внимание на нём уделяется постижению характера главного героя (через его портрет, мысли, поступки, речь), оценкам, которые дают ему окружающие.
Ключевые слова: нравственные проблемы, цели и пути их решения, жёсткость и доброта, справедливость, бескомпромиссность, живые души.

М.А.ФИЛИППОВА —
«…У писателя есть право памяти… собравшей из тысячи таких вот мальчиков одного — Фетисыча».
Урок по рассказу Б.П.Екимова «Фетисыч»
Аннотация. Анализируя рассказ «Фетисыч», школьники под руководством учителя рассматривают его композицию и образ главного героя, выявляют черты его характера, которые, с точки зрения автора, делают мальчика идеальным героем нашего времени.
Ключевые слова: сельская школа и её проблемы, сельский мир, мир семьи, школа — родной дом, взрослый по поступкам и мыслям маленький Фетисыч, ответственность, чувство долга, актуальность рассказа.

А.Е.МАЧЕЕВА —
Анализ рассказа Б.П.Екимова «Мальчик на велосипеде».
VIII класс
Аннотация. В статье предлагается анализ текста «вслед за автором» в сочетании с тематическим анализом.
Ключевые слова: тематика, человек и природа, природа и технический прогресс, родина, малая родина, детство, семья, милосердие, целеустремлённость, смысл жизни.

Е.В.СИЗОВА —
Человек и природа в рассказе Б.Екимова «На льду».
VI класс
Аннотация. В статье предлагается методика анализа рассказа в среднем звене обучения.
Ключевые слова: эпиграф, пейзаж, тема, отношение человека к природе,
изобразительно-выразительные средства, родина, малая родина.

С.Н.КОРОБОВА —
«Хоть не вечен человек, то, что вечно, — человечно» (А.Фет).
Урок — размышление над рассказом Б.П.Екимова «Ночь исцеления»
Аннотация. Представленный урок по творчеству Б.П.Екимова — это своего рода мастерская формирования нравственных ценностей. Ученики, анализируя рассказ, решают проблему: как помочь страдающему человеку, каким образом можно облегчить его боль.
Ключевые слова: Б.Екимов, «Ночь одиночества», тема, идея, проблематика, анализ ключевых эпизодов, групповая работа.

Главный редактор

Виктор Федорович Чертов