Лицензия Creative Commons

Все статьи журнала доступны по лицензии Creative Commons с указанием авторства 4.0 Всемирная.

Литература в школе, 2019, № 11

Содержание

 

НАШИ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ

Ю.В.ЛЕБЕДЕВ —
Об изучении русской классической литературы

И.В.ПЫРКОВ —
Хлеб из лебеды.
Русская литература о хлебе насущном и хлебе духовном

C.М.СКИБИН —
Тургеневская девушка или «баба с мозгом»?
Анна Одинцова в любовном конфликте романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»

С.М.ЗАЯЦ, Г.В.НИКОЛАЕВА —
Проблема духовного «устояния» в рассказе В.Г.Распутина «Изба»

О.А.БАРЫШЕВА —
«Молчать не позволяет совесть…»
Духовный конфликт в повести В.Г.Распутина «Пожар»

Т.Н.ХРИПТУЛОВА —
Мотивы волшебной сказки в стихотворениях Ю.П.Кузнецова
«Атомная сказка» и «Сказка» Н.И.Тряпкина

ПОИСК. ОПЫТ. МАСТЕРСТВО

Актуальные проблемы преподавания литературы

С.М.ЯКОВЛЕВА —
Формирование читательской культуры как условие личностного развития школьника

Е.В.ЛЕЛИНКОВА —
Специфика изучения литературы в довузовских образовательных учреждениях Министерства обороны Российской Федерации

А.Р.ГАЙНУТДИНОВА —
Использование технологии подкастинга в рамках элективного курса по современной литературе

Ю.А.ФИЛОНОВА —
Урок-симпозиум как разновидность учебной дискуссии

Уроки

В.Ю.МЕЛИКСЕТЯН —
Нравственный выбор и его последствия.
Урок по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека» и повести В.Г.Распутина «Живи и помни». XI класс

Ж.Г.ЗОЛОТУХИНА —
Музыка в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».
X класс

Современная литература для подростков и юношества

Е.А.ШИРИНА, К.Э.СОЛДАТОВА —
Исцеление любовью и верой.
Материалы к уроку внеклассного чтения по книге М.Е.Нефёдовой «Лесник и его нимфа». XI класс

Аннотации и ключевые слова

 

НАШИ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ

Ю.В.ЛЕБЕДЕВ —
Об изучении русской классической литературы
Аннотация. В статье раскрываются православно-христианские истоки классической русской литературы, определяющие специфику её изучения в современной школе.
Ключевые слова: духовная любовь, нравственное развитие, первородное повреждение, русский социализм, поэтика.

И.В.ПЫРКОВ —
Хлеб из лебеды.
Русская литература о хлебе насущном и хлебе духовном
Аннотация. В статье делается попытка осмыслить вопрос о том, почему в русской литературе второй половины ХХ века описания еды становятся редкими и скупыми; проводится аналогия между вошедшим в исторический обиход понятием «хлеб из лебеды» и житием древнерусского святого Прохора Лебедника.
Ключевые слова: хлеб, память, русский мир, покаяние, голод, лебеда, трапеза, Прохор Лебедник.

C.М.СКИБИН —
Тургеневская девушка или «баба с мозгом»?
Анна Одинцова в любовном конфликте романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»
Аннотация. В статье исследуется образ Анны Сергеевны Одинцовой в контексте романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».
Ключевые слова: И.С.Тургенев, «Отцы и дети», Базаров, Павел Петрович Кирсанов, Анна Сергеевна Одинцова, роман, любовный конфликт, реализм, романтизм, игра.

С.М.ЗАЯЦ, Г.В.НИКОЛАЕВА —
Проблема духовного «устояния» в рассказе В.Г.Распутина «Изба»
Аннотация. В статье рассматривается тема духовного стояния, сохранения личности и традиционного уклада русской жизни; прослеживается тема крестьянского дома, раскрыт образ русской женщиныв творчестве В.Г.Распутина.
Ключевые слова: духовность, нравственная традиция, крестьянская изба, разлад, народные устои, следование традициям классической русской литературы.

О.А.БАРЫШЕВА —
«Молчать не позволяет совесть…»
Духовный конфликт в повести В.Г.Распутина «Пожар»
Аннотация. В статье рассмотрены истоки внутреннего конфликта главного героя повести В.Г.Распутина «Пожар» и путь его духовного становления. Автор статьи подробно останавливается на центральных образах повести, играющих ключевую роль в понимании духовно-нравственной проблематики произведения.
Ключевые слова: духовный конфликт, совесть, память, добро и зло, путь, духовное становление.

Т.Н.ХРИПТУЛОВА —
Мотивы волшебной сказки в стихотворениях Ю.П.Кузнецова
«Атомная сказка» и «Сказка» Н.И.Тряпкина
Аннотация. Автор доказывает, что анализируемые стихотворения Тряпкина и Кузнецова отличаются широким использованием различных фольклорных интертекстов, имеющих философско-художественную значимость в создании национальной картины мира.
Ключевые слова: Н.И.Тряпкин, Ю.П.Кузнецов, связь с народной культурой и фольклором, творческая индивидуальность, народно-поэтическая лексика, образ-символы, словесные формулы, национальная картина мира.

ПОИСК. ОПЫТ. МАСТЕРСТВО

Актуальные проблемы преподавания литературы

С.М.ЯКОВЛЕВА —
Формирование читательской культуры как условие личностного развития школьника
Аннотация. Автор рассматривает вопрос формирования читательской культуры учащихся как на уроках литературы, так и во внеурочной деятельности и демонстрирует на конкретных примерах применение различных мотивационных приёмов, формирующих читательскую культуру.
Ключевые слова: читательская культура, читательские умения, мотивационные приёмы, информационные приёмы, коммуникативные приёмы, внеклассная работа.

Е.В.ЛЕЛИНКОВА —
Специфика изучения литературы в довузовских образовательных учреждениях Министерства обороны Российской Федерации
Аннотация. В статье раскрываются особенности изучения литературы в Суворовских училищах и опыт работы Суворовского училища Санкт-Петербурга.
Ключевые слова: литература как учебная дисциплина, специфика литературы в Суворовском училище, патриотическое воспитание, урочная и внеурочная система, отбор содержания, нравственные понятия, военная тематика.

А.Р.ГАЙНУТДИНОВА —
Использование технологии подкастинга в рамках элективного курса по современной литературе
Аннотация. Статья посвящена использованию на занятиях элективного курса по современной поэзии технологии «подкастинг», которая часто применяется для систематического ознакомления или изучения какой-либо темы. Данная технология позволяет приобщить учеников к современной русской поэзии, сделать их участниками литературно-исторического процесса России.
Ключевые слова: подкастинг, современная поэзия, методика преподавания литературы.

Ю.А.ФИЛОНОВА —
Урок-симпозиум как разновидность учебной дискуссии
Аннотация. В статье предлагается методическое обоснование (определение, модель проведения) нетрадиционной формы урока литературы — урока-симпозиума. Специфика урока выясняется автором в сопоставлении с уроком — читательской конференцией. Приводится пример урока-симпозиума в 11 классе на тему «“Деревенская” проза 60—80-х годов XX века».
Ключевые слова: учебная дискуссия, урок-симпозиум, урок — читательская конференция, коммуникативная деятельность

Уроки

В.Ю.МЕЛИКСЕТЯН —
Нравственный выбор и его последствия.
Урок по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека» и повести В.Г.Распутина «Живи и помни». XI класс
Аннотация. Анализируя рассказ Шолохова и повесть Распутина, учащиеся самостоятельно сопоставляют характеры, поступки героев, анализируют эпизоды, синтезируют различные направления поисков. Особое внимание уделяется выявлению сходства и отличия художественного произведения и его интерпретации в киноискусстве. В итоге формируется устойчивый читательский интерес старшеклассников к литературе, приобретаются навыки самостоятельного чтения и осмысления художественного произведения.
Ключевые слова: В.Г.Распутин. «Живи и помни»; М.А.Шолохов. «Судьба человека»; эвристическая беседа, методика преподавания литературы, читательские умения старшеклассников.

Ж.Г.ЗОЛОТУХИНА —
Музыка в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».
X класс
Аннотация. Опираясь на научные и критические изыскания по данной проблеме, автор определяет роль музыки в романе Тургенева «Отцы и дети», выявляет художественные приёмы, при помощи которых воплотились идеи автора.
Ключевые слова: литература, художественные возможности, идеи автора, жанровые особенности, музыкальные фрагменты, музыкальная интерпретация.

Современная литература для подростков и юношества

Е.А.ШИРИНА, К.Э.СОЛДАТОВА —
Исцеление любовью и верой.
Материалы к уроку внеклассного чтения по книге М.Е.Нефёдовой «Лесник и его нимфа». XI класс
Аннотация. Работа над книгой М.Нефёдовой позволяет формировать подлинные нравственные ценности и интерес к современной литературе. Проблема становления личности рассматривается через анализ сюжета и динамики образа главной героини. Авторы обращаются к мотивной структуре повести, выделяя взаимосвязанные мотивы жизни и смерти, обретения веры, свободы, одиночества и нужности другому.
Ключевые слова: современная проза, внеклассное чтение, повесть М.Е.Нефёдовой «Лесник и его нимфа», проблема становления личности, любовный сюжет, мотив веры.

Главный редактор

Виктор Федорович Чертов