Лицензия Creative Commons

Все статьи журнала доступны по лицензии Creative Commons с указанием авторства 4.0 Всемирная.

Литература в школе, 2019, № 12

Содержание

 

НАШИ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ

К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ФЁДОРА АЛЕКСАНДРОВИЧА АБРАМОВА

Наука — школе

А.В.ПЕТРОВ —
Поэты Севера — Фёдору Абрамову.
Стихотворные посвящения писателю-земляку

Е.Ш.ГАЛИМОВА —
Мотив праведности труда в прозе Фёдора Абрамова

М.В.НИКИТИНА —
Традиция как художественный код в творчестве Фёдора Абрамова

Г.А.НЕВЕРОВИЧ —
Семейный портрет Пряслиных в тетралогии «Братья и сёстры» Ф.А.Абрамова

А.В.ДАВЫДОВА —
Мотив чуда в рассказах Ф.А.Абрамова

ПОИСК. ОПЫТ. МАСТЕРСТВО

Л.В.ПЕРФИЛЬЕВА —
Образ учителя в творчестве Ф.А.Абрамова

Уроки

Н.И.ДОЖДИКОВА —
«Русская женщина достойна самой высокой любви и благодарности»: диалог двух писателей — Ф.А.Абрамова и Н.К.Жернакова

Т.М.КОСТИКОВА —
«Бескорыстное, святое племя».
Урок по рассказу Ф.Абрамова «Старухи». VIII класс

М.В.ЗАМАЛЕТДИНОВА —
«Всё начинается с мечты!»
По рассказу Ф.Абрамова «Белые туфельки». VII класс

И.Н.СЕРЕБРЕННИКОВА —
«Ручейки добра» в рассказах Фёдора Абрамова.
Урок внеклассного чтения. VI класс

Внеклассная работа библиотеки и школы по пропаганде творчества Ф.А.Абрамова

О.А.БЫСТРОВА —
«Високосный» писатель Фёдор Абрамов: к 100-летию со дня рождения

Т.А.ЛАРИНА —
«Всеми силами будить в человеке Человека» (Ф.Абрамов)

И.Е.БРЯКОВА, Н.М.СВИРИНА —
Слово об Учителе.
Светлой памяти Терезы Георгиевны Браже

Алфавитный указатель статей, опубликованных в журнале «Литература в школе» в 2019 году

Тематический указатель статей, опубликованных в журнале «Литература в школе» в 2019 году

Аннотации и ключевые слова

 

НАШИ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ

К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ФЁДОРА АЛЕКСАНДРОВИЧА АБРАМОВА

Наука — школе

А.В.ПЕТРОВ —
Поэты Севера — Фёдору Абрамову.
Стихотворные посвящения писателю-земляку
Аннотация. В статье анализируются стихотворные посвящения северных поэтов Фёдору Абрамову, в которых осмысляется значение творчества писателя, его нравственные принципы. Концептуальными представляются такие понятия, как Совесть и Правда, обращается внимание на живое народное слово в контексте художественных произведений.
Ключевые слова: Фёдор Абрамов, лирический герой, метафора, эпитет.

Е.Ш.ГАЛИМОВА —
Мотив праведности труда в прозе Фёдора Абрамова
Аннотация. Статья посвящена осмыслению роли мотива труда в творчестве Фёдора Абрамова. Для героев писателя труд — это не только обязанность, необходимость, но и радость, без него невозможно ощущение полноты жизни.
Ключевые слова: Фёдор Абрамов, мотив труда, этика и эстетика крестьянской жизни.

М.В.НИКИТИНА —
Традиция как художественный код в творчестве Фёдора Абрамова
Аннотация. В статье рассматриваются повести Фёдора Абрамова, поднимающие проблему сохранения традиций. Выявляется специфика образной системы, особенности художественного времени и пространства, отражающих поэтику народной сказки и былины.
Ключевые слова: Абрамов, традиция, поэтика, культурный герой, художественное время и пространство, сказка, былина.

Г.А.НЕВЕРОВИЧ —
Семейный портрет Пряслиных в тетралогии «Братья и сёстры» Ф.А.Абрамова
Аннотация. В статье рассматриваются особенности детских портретных характеристик на примере семьи Пряслиных. В основе создания детского портрета Ф.А.Абрамов использует законы реалистического изображения в сочетании с фольклорными традициями и православной эстетикой.
Ключевые слова: портрет, портретные характеристики детей, динамический портрет, метафора как приём создания портрета деревенских детей.

А.В.ДАВЫДОВА —
Мотив чуда в рассказах Ф.А.Абрамова
Аннотация. В статье рассматриваются различные смысловые варианты мотива чуда в малой прозе Ф.А.Абрамова в контексте жанровой природы и образной системы произведений.
Ключевые слова: мотив чуда, малая проза, деревенская проза, творчество Ф.А.Абрамова.

ПОИСК. ОПЫТ. МАСТЕРСТВО

Л.В.ПЕРФИЛЬЕВА —
Образ учителя в творчестве Ф.А.Абрамова
Аннотация. Статья посвящена осмыслению образа учителя в произведениях Ф.А.Абрамова «Поездка в прошлое» и «Куст рукотворный». Анализируя произведения, автор отмечает, что именно учитель является ключевой фигурой в сохранении нравственных и духовных ценностей.
Ключевые слова: учитель, удивление, верность, память, прозрение, сказочный канон, реалистический хронотоп, помощник.

Уроки

Н.И.ДОЖДИКОВА —
«Русская женщина достойна самой высокой любви и благодарности»: диалог двух писателей — Ф.А.Абрамова и Н.К.Жернакова
Аннотация. В статье автор сопоставляет рассказы о материнской любви двух замечательных писателей Севера: Ф.А.Абрамова («Материнское сердце») и Н.К.Жернакова («Тройка»). Отмечены черты сходства как биографий художников слова, так и анализируемых рассказов.
Ключевые слова: конфликт, искренность, сходство биографий, мотив пути, люди труда, знаки беды, подвиг матерей-героинь.

Т.М.КОСТИКОВА —
«Бескорыстное, святое племя».
Урок по рассказу Ф.Абрамова «Старухи». VIII класс
Аннотация. Автор показывает, как чтением и анализом рассказа Ф.Абрамова можно вызвать у школьников сочувствие тяжёлой судьбе деревенских женщин, уважение к ним, как помочь подросткам увидеть взаимосвязи человека и времени, человека и эпохи.
Ключевые слова: послевоенная жизнь, люди труда, русская женщина, страдания и их преодоление, жизнестойкость.

М.В.ЗАМАЛЕТДИНОВА —
«Всё начинается с мечты!»
По рассказу Ф.Абрамова «Белые туфельки». VII класс
Аннотация. Мы показываем на примере рассказа Абрамова, как создаются условия для развития умения подростков анализировать текст и высказывать свои размышления о прочитанном.
Ключевые слова: Ф.Абрамов, небольшой рассказ с глубоким содержанием, судьба героини, мечта и её осуществление.

И.Н.СЕРЕБРЕННИКОВА —
«Ручейки добра» в рассказах Фёдора Абрамова.
Урок внеклассного чтения. VI класс
Аннотация. Цель этого урока — проанализировать нравственную проблематику рассказов Фёдора Абрамова, оценить поступки литературных героев, осмыслить нравственные ценности писателя.
Ключевые слова: тема и идея, нравственные ценности писателя и читателя, смена видов заданий.

Внеклассная работа библиотеки и школы по пропаганде творчества Ф.А.Абрамова

О.А.БЫСТРОВА —
«Високосный» писатель Фёдор Абрамов: к 100-летию со дня рождения
Аннотация. Статья рассказывает о работе библиотеки по изучению, сохранению и популяризации творческого наследия выдающегося русского писателя Ф.А.Абрамова, о мероприятиях и конкурсах, готовящихся библиотекой к 100-летию со дня его рождения.
Ключевые слова: роль библиотеки в изучении жизни и творчества Ф.Абрамова, Абрамовский фонд, электронная база данных, информационная среда, издание «Летописи жизни и творчества Фёдора Абрамова», Петербургские Абрамовские встречи, «Хронограф жизни и творчества Фёдора Абрамова», конкурсы к 100-летию со дня рождения писателя.

Т.А.ЛАРИНА —
«Всеми силами будить в человеке Человека» (Ф.Абрамов)
Аннотация. В статье представлен опыт работы школы имени Ф.А.Абрамова по пропаганде и изучению жизни и творчества замечательного русского писателя Ф.А.Абрамова. Особое внимание уделено краеведческим экспедициям учащихся и педагогов по абрамовским местам, проведению литературных фестивалей имени Ф.А.Абрамова. Автор подчёркивает значение произведений Фёдора Абрамова для нравственного воспитания подрастающего поколения.
Ключевые слова: Фёдор Абрамов, писатель, духовный и нравственный багаж, краеведческая экспедиция, Веркола, литературно-мемориальный музей имени Ф.А.Абрамова, Русский Север, гражданская позиция, абрамовская аудитория, городской литературный фестиваль, вечные книги о главном.

И.Е.БРЯКОВА, Н.М.СВИРИНА —
Слово об Учителе.
Светлой памяти Терезы Георгиевны Браже
Аннотация. Авторы рассказывают о жизни, научной деятельности, научной школе известного учёного-методиста Т.Г.Браже.
Ключевые слова: Учитель, Учёный, Человек; теория и методика гуманитарного образования, автор фундаментальных и прикладных исследований, методика преподавания литературы, чтение взрослых, вечные ценности.

Алфавитный указатель статей, опубликованных в журнале «Литература в школе» в 2019 году

Тематический указатель статей, опубликованных в журнале «Литература в школе» в 2019 году

Главный редактор

Виктор Федорович Чертов