Лицензия Creative Commons

Все статьи журнала доступны по лицензии Creative Commons с указанием авторства 4.0 Всемирная.

Литература в школе, 2019, № 8

Содержание

 

НАШИ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ

ЖУРНАЛ «ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ» НА ФАКУЛЬТЕТЕ РУССКОЙ ФИЛОЛОГИИ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЛАСТНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Наука—школе

Л.Ф.КОПОСОВ —
Межпредметные связи в учебном процессе на факультете русской филологии

Е.Н.КОЛОКОЛЬЦЕВ —
«…Чтоб эпиграфы разбирать…»
Роль эпиграфов в истолковании сюжета и образов «Пиковой дамы» А.С.Пушкина. К обзорному изучению повести

Е.А.ВАЛЬКОВА —
Репрезентация мифологического начала в художественном пространстве А.С.Пушкина

И.А.КИСЕЛЁВА —
Прочтение стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» (1837) как духовный опыт обретения патриотического чувства

К.А.ПОТАШОВА —
Значение художественного опыта Рембрандта для становления мастерства М.Ю.Лермонтова-портретиста.
Х класс

Т.К.БАТУРОВА —
«…Когда вам светит Серафим»

Т.А.АЛПАТОВА —
Трилогия Л.Н.Толстого: становление самосознающего героя русской литературы

Н.В.ХАЛИКОВА —
Образно-символическое значение слова в истолковании содержания сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Ворон-челобитчик»

В.Н.КЛИМЧУКОВА —
Выбор жизненного пути героями сборника рассказов И.А.Бунина «Под серпом и молотом»

Н.М.ЩЕДРИНА —
Солдатская правда о войне Виктора Астафьева.
К 95-летию со дня рождения писателя

О.В.НИКИТИН —
Самоочищение духа: публицистика В.И.Белова как словесный родник

О.В.ШАТАЛОВА —
Роль художественного произведения в нравственном воспитании школьника

В.Н.КРУПИН —
Родной, единственный, любимый

Аннотации и ключевые слова

 

НАШИ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ

ЖУРНАЛ «ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ» НА ФАКУЛЬТЕТЕ РУССКОЙ ФИЛОЛОГИИ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЛАСТНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Наука—школе

Л.Ф.КОПОСОВ —
Межпредметные связи в учебном процессе на факультете русской филологии
Аннотация. Статья посвящена вопросам подготовки учителя-словесника на филологическом факультете университета. Русский язык и литература — различные предметы, но обособленное их изучение бесперспективно и в принципе невозможно. Межпредметные связи в учебном процессе на факультете русской филологии позволяют обеспечить полноценную филологическую подготовку будущего учителя русского языка и литературы.
Ключевые слова: языкознание, литературоведение, филологический, университет, учитель русского языка и литературы, межпредметные связи.

Е.Н.КОЛОКОЛЬЦЕВ —
«…Чтоб эпиграфы разбирать…»
Роль эпиграфов в истолковании сюжета и образов «Пиковой дамы» А.С.Пушкина. К обзорному изучению повести
Аннотация. Рассматривая возможности обзорного изучения «Пиковой дамы» А.С.Пушкина, автор стремится последовательно показать роль эпиграфов в их живой связи с системой художественных образов и особенностями построения сюжета повести.
Ключевые слова: эпиграф, иллюстрации, механизм сюжета, стремительность развития действия, герои, карточная игра, случайное в системе событий, реальное и фантастическое.

Е.А.ВАЛЬКОВА —
Репрезентация мифологического начала в художественном пространстве А.С.Пушкина
Аннотация. Статья посвящена анализу мифологической лексики в творчестве А.С.Пушкина, рассмотрению перифразы как средства исторической стилизации. Обозначена роль мифологизмов в художественном пространстве писателя, отражающих внутренний мир поэта и его героев, явления действительности, выполняющих характеризующую и экспрессивно-оценочную роль. Выделяются мифологизмы со сложившимися новыми значениями, закрепившиеся во вторичной функции.
Ключевые слова: античная мифология, символ, художественный текст, стилистическая маркированность.

И.А.КИСЕЛЁВА —
Прочтение стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» (1837) как духовный опыт обретения патриотического чувства
Аннотация. В статье определяются истоки патриотического пафоса стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» (1837). Через сопоставление стихотворения «Бородино» с ранним стихотворением Лермонтова «Поле Бородина» (1830 (31) доказывается, что его скрытым центром является молитва Господня («Отче наш»), в которой Бог поворачивается к человеку Своей Отеческой сущностью. Утверждается, что источником истинного патриотизма для Лермонтова становится чувство Отечества Небесного, неотрывного от восприятия Русской земли в её духовных идеалах.
Ключевые слова: «Бородино», Лермонтов, евангельский текст, молитва Господня, патриотизм.

К.А.ПОТАШОВА —
Значение художественного опыта Рембрандта для становления мастерства М.Ю.Лермонтова-портретиста.
Х класс
Аннотация. Построение урока с опорой на принцип взаимодействия искусств определяется комплексным воздействием на личность учащегося, благодаря чему достигается высокое качество полученных на уроке знаний. Интерес к взаимосвязи изобразительного искусства и поэтики творчества М.Ю.Лермонтова позволяет глубоко осмыслить становление мастерства поэта и выявить особенности системы его художественных образов. Проводимые на уроке параллели между произведениями М.Ю.Лермонтова и живописными шедеврами Ребрандта ван Рейна способствуют активному воздействию на воображение ученика, глубокому проникновению в мировосприятие писателя.
Ключевые слова: М.Ю.Лермонтов, литература, живопись, междисциплинарный подход, художественный образ.

Т.К.БАТУРОВА —
«…Когда вам светит Серафим»
Аннотация. Статья посвящена воспоминаниям некоторых русских литераторов о паломнических поездках к преподобному Серафиму Саровскому и о духовном влиянии святого на их дальнейшую жизнь. Обозначены глубинные связи русской литературы с великими духовными истинами, без осознания этих истин нельзя не только преподавать, но и жить.
Ключевые слова: преподобный Серафим Саровский, русские писатели, воспоминания паломников, духовность, нравственность, образование.

Т.А.АЛПАТОВА —
Трилогия Л.Н.Толстого: становление самосознающего героя русской литературы
Аннотация. В статье рассматривается главный герой трилогии Л.Н.Толстого («Детство», «Отрочество», «Юность») как особый тип самосознающего героя, в котором автобиографическое начало соотносится с наиболее обобщёнными закономерностями становления человека. Персонаж такого типа в художественном произведении существует и как самостоятельная личность, и как олицетворение определённой «эпохи» в жизни человека, что напрямую соотносится с замыслом трилогии Толстого, носившей первоначальное название «Четыре эпохи развития».
Ключевые слова: Л.Н.Толстой, трилогия, персонаж, психологизм, самосознающий герой.

Н.В.ХАЛИКОВА —
Образно-символическое значение слова в истолковании содержания сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Ворон-челобитчик»
Аннотация. Рассматривается семантика зооморфных единиц «коршун» и «ворон» и концепта «правда» в сказке «Ворон-челобитчик». Предлагается методика анализа образно-символических значений ключевых понятий для произведений со сложной идейной структурой.
Ключевые слова: образное значение, язык художественной литературы, иносказательность, герменевтика, Салтыков-Щедрин, зоо-образ, концептуальный анализ.

В.Н.КЛИМЧУКОВА —
Выбор жизненного пути героями сборника рассказов И.А.Бунина «Под серпом и молотом»
Аннотация. Автор статьи анализирует произведения Бунина эмигрантского периода, которые, за небольшим исключением, в Советской России не печатались, а за рубежом почти не переиздавались. В центре внимания — авторское видение мира, его критический взгляд на будущее родной страны. Весь сборник — свидетельство неприятия Буниным революций вообще, а русской в частности.
Ключевые слова: Бунин, неприятие революции, уходящая Россия, жизнь страны «под серпом и молотом», мастер слова, приём контраста, нравственный выбор героев, через испытания к очищению, проблески надежды и веры в лучшее.

Н.М.ЩЕДРИНА —
Солдатская правда о войне Виктора Астафьева.
К 95-летию со дня рождения писателя
Аннотация. В статье рассматривается военная проза Астафьева, представленная повестями и романом «Прокляты и убиты» в русле развития его творчества.
Ключевые слова: Великая Отечественная война, военная проза, Виктор Астафьев, солдат, фронтовик.

О.В.НИКИТИН —
Самоочищение духа: публицистика В.И.Белова как словесный родник
Аннотация. В статье осмысляются художественно-публицистические очерки и эссе В.И.Белова, в которых писатель остро ставит проблемы современной действительности и показывает себя мыслителем-полемистом, болеющим за коренные ценности культуры, веры и языка русского народа. В работе представлены некоторые типичные для В.И.Белова словесные модели и выражения, выделяющие его слог в потоке литературной публицистики и показывающие мастерство народного бытописателя в создании живых, эмоциональных, насыщенных смыслом образов бесконечно любимой им Родины.
Ключевые слова: публицистический стиль, разговорный язык, народность, текстология, социальный рисунок, слово, языковая экспрессия, неология

О.В.ШАТАЛОВА —
Роль художественного произведения в нравственном воспитании школьника
Аннотация. В статье рассматриваются изобразительно-выразительные средства, художественные приёмы, представленные в повести Владимира Николаевича Крупина «Большая жизнь маленького Ванечки». Выявляются основные, знаковые для русского человека, символы и образы, показанные в этом произведении. Определяется роль художественного текста в нравственном воспитании личности.
Ключевые слова: В.Н.Крупин, символы, образы, изобразительно-выразительные средства, внеклассное чтение.

В.Н.КРУПИН —
Родной, единственный, любимый

Главный редактор

Виктор Федорович Чертов