Лицензия Creative Commons

Все статьи журнала доступны по лицензии Creative Commons с указанием авторства 4.0 Всемирная.

Литература в школе, 2018, № 4

Содержание

 

НАШИ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ

С.Ю.КУНЯЕВ —
«У нас ведь всё от Пушкина…» (Ф.М.Достоевский)

В.М.ЕСИПОВ —
Рафаэль или Перуджино?
О стихотворении А.С.Пушкина «Мадонна»

И.П.ЗОЛОТУССКИЙ —
«Я человек, ваше сиятельство».
Комментарий к «Похождениям Чичикова».
Смерть, покой и бессмертие

Л.С.АЙЗЕРМАН —
Почему Лев Николаевич уходит из школы?
Этюды к истории юбилейного столетия

ПОИСК. ОПЫТ. МАСТЕРСТВО

И.А.ЩЕГОЛЕВА —
В поисках души. Поэма Н.В.Гоголя «Мёртвые души»: опыт интертекстуального анализа.
Статья пятая

А.А.ТИМАКОВА —
Категория эпического в творчестве Л.Н.Толстого и М.А.Шолохова: вопросы сопоставительной характеристики

Г.В.ПРАНЦОВА —
Виды письменных заданий при обучении сочинению-рассуждению

О.Н.ЛЕВУШКИНА, И.И.ШЕЛЯПИНА —
«Трепещет сердце радостно Христовым Воскресением!»
Урок развития речи. Обучение написанию поздравления с весенним праздником. VIII класс

Т.Г.СОЛОВЕЙ —
Создание буктрейлера как средство пробуждения интереса к чтению

В.КРИВОШЕЕВ —
Михайловское в жизни и творчестве А.С.Пушкина

Аннотации и ключевые слова

 

НАШИ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ

С.Ю.КУНЯЕВ —
«У нас ведь всё от Пушкина…» (Ф.М.Достоевский)
Аннотация. Работа С.Куняева показывает читателю единство историко-культурного контекста, в котором взаимодействуют с современностью эпохи золотого и Серебряного веков русской культуры.
Ключевые слова: панорама искусства, трагические противоречия, духовные подвиги и нравственные падения, полнота русской истории и литературы XIX—XX веков.

В.М.ЕСИПОВ —
Рафаэль или Перуджино?
О стихотворении А.С.Пушкина «Мадонна»
Аннотация. В сонете «Мадонна» А.С.Пушкина не сообщается, кисти какого художника принадлежит картина, которую мечтал созерцать поэт у себя дома. В советское время было принято считать, что речь в стихотворении идёт о так называемой «Бриджуотерской Мадонне» Рафаэля, основанием для чего послужила статья одного из ведущих пушкинистов того времени (М.А.Цявловский). Однако «Бриджуотерская Мадонна» Рафаэля не соответствует описанию картины в стихотворении. Её автором мог быть другой великий итальянец, Перуджино. Сопоставление двух атрибуций, которое делает автор статьи, завершается утверждением, что картина, взволновавшая в своё время воображение Пушкина, принадлежит именно кисти Перуджино.
Ключевые слова: Пушкин, «Мадонна», Спаситель, пальма, Рафаэль, Цявловский, Кока, Смирнова-Россет, Беляев, Перуджино.

И.П.ЗОЛОТУССКИЙ —
«Я человек, ваше сиятельство».
Комментарий к «Похождениям Чичикова».
Смерть, покой и бессмертие
Аннотация. «Гибнет уже земля наша от нас самих», — говорит один из гоголевских героев. Автор показывает, что, заставляя Чичикова почувствовать «боль сердца», Гоголь верит в его возрождение и способность изменить свою жизнь.
Ключевые слова: покой, смерть, смертный, душа, смех, жалость, «неугасимая боль сердца», «прижаться к Богу», великая поэма.

Л.С.АЙЗЕРМАН —
Почему Лев Николаевич уходит из школы?
Этюды к истории юбилейного столетия
Аннотация. Умные и горестные одновременно размышления Л.С.Айзермана о том, возможно ли вернуть Л.Н.Толстого в школу, дают объёмную картину того, что произошло с нашим литературным образованием, нашими учащимися и с нами сами — учителями словесности — за годы школьных реформ.
Ключевые слова: Л.Толстой, «Война и мир», «человек русской культуры не может прожить, не зная Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой», «планета “Война и мир” стала отдаляться от нас».

ПОИСК. ОПЫТ. МАСТЕРСТВО

И.А.ЩЕГОЛЕВА —
В поисках души. Поэма Н.В.Гоголя «Мёртвые души»: опыт интертекстуального анализа.
Статья пятая
Аннотация. Цель статьи — показать, как можно расширить теоретико-литературные знания учащихся о поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» за счёт освоения различных видов интертекста: мифологического, библейского, дантовского, гофмановского и т. п.; применить на разных этапах её анализа эффективные педагогические приёмы, развивающие навыки параллельного чтения художественных произведений; использовать в ходе работы над текстом поэмы различные средства наглядности, отражающие её художественное своеобразие.
Ключевые слова: души «мёртвые» и «живые», сатира, элементы народной смеховой культуры, травестия, гротеск, гипербола, сравнение, синекдоха, градация, реализм.

А.А.ТИМАКОВА —
Категория эпического в творчестве Л.Н.Толстого и М.А.Шолохова: вопросы сопоставительной характеристики
Аннотация. В статье сопоставляются проявления категории эпического в «Войне и мире» Л.Н.Толстого и «Тихом Доне» М.А.Шолохова. Автор, исходя из замысла писателей, их позиции по отношению к описываемому и своеобразия художественной манеры, составляетсистему заданий, призванную помочь ученику 11 класса понять своеобразие категории эпического в произведении М.А.Шолохова и причины её отличия от «чистого» образца жанра эпоса — «Войны и мира» Л.Н.Толстого.
Ключевые слова: категория эпического, признаки эпопеи, традиции жанра, авторская позиция, манера повествования, романическая тенденция.

Г.В.ПРАНЦОВА —
Виды письменных заданий при обучении сочинению-рассуждению
Аннотация. Автором предлагаются различные виды письменных заданий, которые способствуют формированию у старшеклассников умений создавать аргументированный текст. Обучение рассуждению предлагается вести с опорой на блок-схемы.
Ключевые слова: итоговое сочинение, сочинение-рассуждение, аргументированный текст, блок-схема.

О.Н.ЛЕВУШКИНА, И.И.ШЕЛЯПИНА —
«Трепещет сердце радостно Христовым Воскресением!»
Урок развития речи. Обучение написанию поздравления с весенним праздником. VIII класс
Аннотация. Данный урок направлен на формирование умений учащихся создавать текст поздравления, используя в нём обращения. Урок имеет яркую культурологическую направленность. Учащиеся анализируют тексты писем Н.В.Гоголя, А.П.Чехова, культуроведческие тексты и поэтические произведения; опираясь на алгоритмы и языковые формулы, учатся создавать собственные тексты поздравлений.
Ключевые слова: обучение написанию поздравлений, многоаспектный анализ текста, характеристика текста, роль обращений в тексте.

Т.Г.СОЛОВЕЙ —
Создание буктрейлера как средство пробуждения интереса к чтению
Аннотация. В данном материале даётся методика работы по созданию буктрейлера как средства пробуждения у школьников интереса к чтению, подробно описаны все этапы работы.
Ключевые слова: буктрейлер, чтение, интерес, творческая деятельность, умения, книга.

В.КРИВОШЕЕВ —
Михайловское в жизни и творчестве А.С.Пушкина
Аннотация. Автор рассказывает о поездке в Михайловское и его роли в судьбе поэта, о благотворном влиянии такого паломничества на наш духовный мир.
Ключевые слова: Михайловское, Пушкинский заповедник, ссылка, место трудов и вдохновения, плодотворные годы, дух пушкинского дома, Святогорский монастырь.

Главный редактор

Виктор Федорович Чертов