Лицензия Creative Commons

Все статьи журнала доступны по лицензии Creative Commons с указанием авторства 4.0 Всемирная.

Литература в школе, 2018, № 7

Содержание

 

НАШИ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ

И.П.ЗОЛОТУССКИЙ —
«Несть лести в языце моём».
Н.М.Карамзин — историк, писатель, личность

К 200-летию со дня рождения И.С.Тургенева

А.Г.РУМЯНЦЕВ —
«…Вся суть русской жизни».
«Записки охотника» И.С.Тургенева

Н.А.МАКАРИЧЕВА —
«Тут, брат, этакое перинное начало лежит…»: от Агафьи Пшеницыной И.А.Гончарова к Прасковье Зарницыной Ф.М.Достоевского

Чжан ЮЙВЭЙ —
Формирование бессознательного бытия в ранних рассказах Б.К.Зайцева

А.Г.ЛИЛЕЕВА —
К истории названия романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго»: лингвострановедческий аспект

ПОИСК. ОПЫТ. МАСТЕРСТВО

Учим писать сочинение

Г.В.ПРАНЦОВА, Е.С.РОМАНИЧЕВА —
Методические подходы к обучению итоговому сочинению: от теории к практике

Уроки

И.А.ГРИГОРЧЕНКО, А.И.ПОЛКАНОВА —
Ожившие страницы «Писем русского путешественника» Н.М.Карамзина.
Интерактивная экскурсия

Е.И.БЕЛОУСОВА —

Историко-культурный аспект изучения русской классики на примере баллады А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

Т.А.КАЛГАНОВА —
Изучаем повесть Н.В.Гоголя «Невский проспект» вместе с Ю.В.Манном.
Материалы к урокам

Современная литература в школе ХХI века


О.О.ПУТИЛО, Е.Ю.СТАРИКОВА, Е.П.МЕЩЕРЯКОВА —

Роман З.Прилепина «Обитель» как продолжение «лагерной» прозы

Учителя учителей

В.П.ЖУРАВЛЁВ —
Автор первого стабильного учебника по литературе.
К 115-летию со дня рождения Г.Л.Абрамовича

События

О.В.НИКИТИН —
IV Всероссийские Беловские чтения в Вологде

Аннотации и ключевые слова

 

НАШИ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ

И.П.ЗОЛОТУССКИЙ —
«Несть лести в языце моём».
Н.М.Карамзин — историк, писатель, личность
Аннотация. Цель автора — показать пример честного отношения к истории, отношения, лишённого лжи, поругания или желания подчинить её очередному политическому веянию. Карамзин, его жизнь и сочинения дают такой пример.
Ключевые слова: история, любовь и уважение к прошлому, обращение к настоящему, современное звучание трудов Карамзина сегодня, Пушкин — преемник Карамзина.

К 200-летию со дня рождения И.С.Тургенева

А.Г.РУМЯНЦЕВ —
«…Вся суть русской жизни».
«Записки охотника» И.С.Тургенева
Аннотация. Автор анализирует «Записки охотника», в которых представлены разнообразные русские типы, раздумья о нашем земном бытии и поэзия, которую чутко замечает и прославляет художник.
Ключевые слова: открытие жизни с новой стороны, типические герои; проницательный ум, дар писателя; вдохновенное слово; ритм и музыка,
русский тон повествования.

Н.А.МАКАРИЧЕВА —
«Тут, брат, этакое перинное начало лежит…»: от Агафьи Пшеницыной И.А.Гончарова к Прасковье Зарницыной Ф.М.Достоевского
Аннотация. В статье рассматривается образ «традиционной» женщины в произведениях Пушкина, Чехова, Достоевского и Гончарова. Особое внимание уделяется второстепенному персонажу в «Преступлении и наказании» — Пашеньке как «наследнице» Агафьи Пшеницыной из романа «Облмов». Рассматривается связь этих женских образов с древними мифологическими представлениями о женском начале и роли женщин в мире.
Ключевые слова: женский образ, женская активность, природно-родовое начало, типология женских образов, христианская аксиология.

Чжан ЮЙВЭЙ —
Формирование бессознательного бытия в ранних рассказах Б.К.Зайцева
Аннотация. В данной работе на материале ранних рассказов Б.Зайцева «Волки», «Мгла», «Земля», «Океан» исследуется проблема бессознательного бытия человека в мире. Раскрывается метод импрессионизма, использованный для воплощения этого явления, при этом делается акцент на пантеистическом мироощущении писателя в этот период.
Ключевые слова: Б.Зайцев, импрессионизм, пантеизм, бытие.

А.Г.ЛИЛЕЕВА —
К истории названия романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго»: лингвострановедческий аспект
Аннотация. В статье говорится о стратегии представления художественного текста на занятиях «Русский язык как иностранный» и о семантической значимости названия художественного произведения. Комментируя название романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго», культурный компонент значения слов «доктор», «живой», «живаго», историю возникновения названия, можно понять замысел романа и своеобразие стилистической манеры автора в целом. Предлагаемый материал может быть использован в школе.
Ключевые слова: художественный текст, интерпретация, роль заглавия, специфика поэтического слова, лингвострановедение.

ПОИСК. ОПЫТ. МАСТЕРСТВО

Учим писать сочинение

Г.В.ПРАНЦОВА, Е.С.РОМАНИЧЕВА —
Методические подходы к обучению итоговому сочинению: от теории к практике
Аннотация. Рассматриваются методические подходы к обучению сочинению нового типа. Особое внимание уделяется структуре сочинения-рассуждения. Предлагаются задания и упражнения, которые формируют речевые умения учащихся, необходимые для создания аргументационного блока сочинения.
Ключевые слова: итоговое сочинение, сочинение-рассуждение как жанр, аргументированный блок, тезис, аргумент, иллюстрация, речевые умения.

Уроки

И.А.ГРИГОРЧЕНКО, А.И.ПОЛКАНОВА —
Ожившие страницы «Писем русского путешественника» Н.М.Карамзина.
Интерактивная экскурсия
Аннотация. В работе показаны возможности внедрения нестандартных форм приобщения к литературному и культурному наследию на примере «Писем русского путешественника» Н.М.Карамзина, привлечение к совместной деятельности научных работников, творческой интеллигенции, работников культуры и образования, молодёжи. Представленные формы работы позволяют интегрировать предметы (литературу, иностранные языки, историю), объединять усилия разных специалистов для решения одной задачи: развивать у учащихся интерес к чтению, к творчеству Н.М.Карамзина.
Ключевые слова: интерактивная экскурсия, нестандартный подход, сотрудничество с музеями и библиотеками, деятельностный подход, игровые и групповые технологии, приобщение к литературному и культурному наследию.

Е.И.БЕЛОУСОВА —
Историко-культурный аспект изучения русской классики на примере баллады А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»
Аннотация. В статье определяются формы, методы, приёмы, технологии освоения историко-культурного содержания художественных произведений.
Ключевые слова: историко-культурные комментарии, классика, реалии эпохи, современная социокультурная ситуация, формы освоения историко-культурного содержания, методы, приёмы технологии, урок, внеклассное чтение, дополнительное образование.

Т.А.КАЛГАНОВА —
Изучаем повесть Н.В.Гоголя «Невский проспект» вместе с Ю.В.Манном.
Материалы к урокам
Аннотация. В статье предлагается организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся: вопросы для анализа текста повести, задания, формирующие умения работать с художественным и научным текстом, создавать свой текст.
Ключевые слова: чтение и целостное восприятие; художественный, научный тексты; анализ, интерпретация, устная речь, письменные работы, комментарии.

Современная литература в школе ХХI века


О.О.ПУТИЛО, Е.Ю.СТАРИКОВА, Е.П.МЕЩЕРЯКОВА —

Роман З.Прилепина «Обитель» как продолжение «лагерной» прозы
Аннотация. В методической разработке на материале романа З.Прилепина «Обитель» исследуется современный взгляд на проблему репрессий 1920—1930-х годов, проводится сопоставительный анализ с произведениями признанных классиков «лагерной» прозы — В.Шаламова и А.И.Солженицына.
Ключевые слова: Прилепин, Шаламов, Солженицын, «лагерная» проза, Соловецкий монастырь.

Учителя учителей

В.П.ЖУРАВЛЁВ —
Автор первого стабильного учебника по литературе.
К 115-летию со дня рождения Г.Л.Абрамовича
Аннотация. В статье рассматривается история создания первых стабильных учебников по литературе для средней школы. На основе архивных материалов излагается биография одного из авторов первого стабильного учебника по литературе профессора Г.Л.Абрамовича.
Ключевые слова: Г.Л.Абрамович, методика преподавания литературы, стабильные учебники по литературе, М.Горький об учебнике литературы, Московский государственный областной университет.

События

О.В.НИКИТИН —
IV Всероссийские Беловские чтения в Вологде
Аннотация. В работе даётся аналитический обзор IV Всероссийских Беловских чтений, которые проходили в октябре 2017 года в г. Вологде и собрали учёных, педагогов, писателей, художников, общественных деятелей, вдохновлённых музой замечательного русского прозаика и мыслителя В.И.Белова. Особый акцент делается на участии в конференции школьников Вологды, освещается общая проблематика чтений, даётся информация о событиях, связанных с представлением журнала «Литература в школе» и дискуссиях о месте и роли писателя в современной вузовской и школьной практике, в литературном краеведении и музееведении.
Ключевые слова: научная конференция, литература — школа — вуз, теория и история современной литературы, культура, краеведение.

Главный редактор

Виктор Федорович Чертов