Лицензия Creative Commons

Все статьи журнала доступны по лицензии Creative Commons с указанием авторства 4.0 Всемирная.

Литература в школе, 2019, № 4

Содержание

 

НАШИ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ

К 220-летию со дня рождения А.С.Пушкина

В.С.НЕПОМНЯЩИЙ —
«Несколько новых русских сказок»

Монах ЛАЗАРЬ (АФАНАСЬЕВ) —
«Парус одинокий».
Личность и судьба М.Ю.Лермонтова

В.П.ВИКУЛОВА —
«Мой адрес: Москва. На Никитском булеваре в доме Талызина».
«Дом Гоголя» в Москве

ПОИСК. ОПЫТ. МАСТЕРСТВО

Учителя учителей

В.Ф.ЧЕРТОВ, А.М.АНТИПОВА, А.Ф.ГАЛИМУЛЛИНА —
Юбилей учёного: к 60-летию Сергея Александровича Зинина

Уроки

О.Н.ХАРИТОНОВА —
Драма М.Ю.Лермонтова «Маскарад» в зеркале кинематографа

А.М.ШУРАЛЁВ —
«Ключ к сердцам людей».
Формирование у пятиклассников компетенции личностного самосовершенствования при изучении повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»

Современная литература для подростков и юношества

Н.Е.КУТЕЙНИКОВА —
Современная провинция и её дети в художественном осмыслении Евгении Басовой: повести «Уезжающие и остающиеся», «Деньги, дворняги, слова»

Актуальное интервью

В.Я.ЛИНКОВ:
«Писатель пишет для того, чтобы его понимали, он говорит что-то очень важное, нужное нам о мире, о человеке, а мы, вместо того чтобы понимать, начинаем объяснять, не понимая».
Интервью с ученым

Новые книги

И.С.ЮХНОВА —
Новое прочтение хрестоматийного произведения
Рецензия на книгу Е.Ю.Полтавец «Роман А.С.Пушкина “Капитанская дочка”». 2-е издание, исправленное и дополненное. Серия: Перечитывая классику. — М.: Издательство Московского государственного университета, 2018. — 168 с.

О книге Сергея Штильмана
«От заглавия до последней строки. Учимся читать классику»
(М.: Издательство Московского государственного университета, 2018. — 363 с.)

Аннотации и ключевые слова

 

НАШИ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ

К 220-летию со дня рождения А.С.Пушкина

В.С.НЕПОМНЯЩИЙ —
«Несколько новых русских сказок»
Аннотация. Размышляя о сказках А.С.Пушкина, автор убедительно показывает, что в них отражена русская поэтическая стихия, сохранившая веками накопленные ценности народа, его этическую философию, национальные нравственные устои.
Ключевые слова: няня Арина Родионовна, сказки А.С.Пушкина, сказки — неотъемлемая и важнейшая часть пушкинского творчества, азбука национального характера, своя вселенная, коренные вопросы нравственной жизни; мир пушкинских сказок — светлый мир, полный неиссякаемой радости бытия

Монах ЛАЗАРЬ (АФАНАСЬЕВ) —
«Парус одинокий».
Личность и судьба М.Ю.Лермонтова
Аннотация. Очерк жизни и творчества Лермонтова даёт читателю представление о насыщенных, полных духовных поисков жизни и творчестве гениального русского поэта.
Ключевые слова: М.Ю.Лермонтов, детство в Тарханах, память о матери, оторванность от отца; одиночество; три события в Горячеводске, повлиявшие на характер будущей поэзии; Москва, Петербург, Кавказ с жизни и творчестве; глубокий духовный поиск смысла жизни и писания; духовные вопросы, вера в Бога, отношения с людьми; посмертная слава Лермонтова, поэт живёт и сегодня.

В.П.ВИКУЛОВА —
«Мой адрес: Москва. На Никитском булеваре в доме Талызина».
«Дом Гоголя» в Москве
Аннотация. Статья содержит интересные сведения о музее Н.В.Гоголя в Москве, которые могут быть использованы на уроках литературы и в дополнительном образовании, в ней также освещён опыт работы музея: различные тематические экскурсии в «Доме Гоголя», интерактивные занятия, пешеходные экскурсии по гоголевским местам в Москве и др.
Ключевые слова: Петербург, Москва, московские друзья писателя, «Дом Гоголя», материалы для уроков, дополнительное образование учителей и школьников, музейные экспозиции, тематические экскурсии, интерактивные занятия.

ПОИСК. ОПЫТ. МАСТЕРСТВО

Учителя учителей

В.Ф.ЧЕРТОВ, А.М.АНТИПОВА, А.Ф.ГАЛИМУЛЛИНА —
Юбилей учёного: к 60-летию Сергея Александровича Зинина
Аннотация. В статье представлен материал о личности, педагогической деятельности и научных достижениях С.А.Зинина, доктора педагогических наук, профессора кафедры методики преподавания литературы Московского педагогического государственного университета.
Ключевые слова: педагогическая деятельность, теория и методика обучения литературе, концепция литературного образования.

Уроки

О.Н.ХАРИТОНОВА —
Драма М.Ю.Лермонтова «Маскарад» в зеркале кинематографа
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению в школьной практике экранизаций драмы М.Ю.Лермонтова «Маскарад». Автор статьи анализирует киноверсии этого произведения, создателями которых в разное время были С.Герасимов, М.Козаков, И.Мамышева. В работе также уделяется внимание киноленте С.Соловьёва «Сто дней после детства», где лермонтовские мотивы играют существенную роль.
Ключевые слова: драма, Михаил Юрьевич Лермонтов, «Маскарад», Арбенин, экранизация, внеурочная деятельность.

А.М.ШУРАЛЁВ —
«Ключ к сердцам людей».
Формирование у пятиклассников компетенции личностного самосовершенствования при изучении повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»
Аннотация. В статье представлены методические рекомендации по изучению в 5 классе повести В.Г.Короленко «В дурном обществе». Это изучение содержит аксиологический анализ текста и направлено на формирование у учеников компетенции личностного самосовершенствования.
Ключевые слова: две стороны личности, компетенция личностного самосовершенствования, сквозной образ сердца, болевые точки повести, анализ.

Современная литература для подростков и юношества

Н.Е.КУТЕЙНИКОВА —
Современная провинция и её дети в художественном осмыслении Евгении Басовой: повести «Уезжающие и остающиеся», «Деньги, дворняги, слова»
Аннотация. В статье анализируются повести Е.В.Басовой «Уезжающие и остающиеся» и «Деньги, дворняги, слова», предлагаются варианты их изучения на урочных и внеурочных занятиях в 8—9 классах образовательных организаций.
Ключевые слова: современная детско-подростковая литература; изображение семьи в современной литературе; проблема социализации личности подростка; тема социального неравенства современного общества.

Актуальное интервью

В.Я.ЛИНКОВ:
«Писатель пишет для того, чтобы его понимали, он говорит что-то очень важное, нужное нам о мире, о человеке, а мы, вместо того чтобы понимать, начинаем объяснять, не понимая».
Аннотация. В интервью В.Я.Линков рассказывает, чем была продиктована его работа над учебником «Введение в литературоведение…».
Ключевые слова: произведение как послание автора читателю; содержание, смысл, идея произведения; понимание; переживание прочитанного; старые и новые литературоведческие понятия.

Интервью с ученым

Новые книги

И.С.ЮХНОВА —
Новое прочтение хрестоматийного произведения
Рецензия на книгу Е.Ю.Полтавец «Роман А.С.Пушкина “Капитанская дочка”». 2-е издание, исправленное и дополненное. Серия: Перечитывая классику. — М.: Издательство Московского государственного университета, 2018. — 168 с.
Аннотация. В рецензии представлено второе, исправленное и дополненное издание книги Е.Ю.Полтавец «Роман А.С.Пушкина “Капитанская дочка”». Отмечается, что в монографии осуществлено новое прочтение хрестоматийного произведения, которое позволяет автору обосновать тезис о том, что Пушкин создаёт историософский роман, в котором он не только размышляет над темой «русского бунта», но и ставит такие проблемы, как частный человек и власть, человечность и государственность. В книге обосновывается мысль, что «рукопись» Петра Гринёва, которую публикует издатель, ориентирована на Апостол, а точнее, на два Соборных послания апостола Петра. Е.Ю.Полтавец рассматривает «Капитанскую дочку» через призму сказочно-мифологических, библейских мотивов, анализирует систему кодов (в главах последовательно анализируются топонимический, антропонимический, притчевый, анаграммно-паронимический коды, а также код рассказчика). Книга изобилует глубокими наблюдениями, неожиданными мифопоэтическими аналогиями. Вызывают интерес параллели с «Войной и миром» Л.Н.Толстого при рассмотрении топонимического кода.
Ключевые слова: А.С.Пушкин, «Капитанская дочка», мифопоэтика, «Война и мир» Л.Н.Толстого, историософский роман, исторический роман.

О книге Сергея Штильмана «От заглавия до последней строки. Учимся читать классику»
(М.: Издательство Московского государственного университета, 2018. — 363 с.)
Аннотация. Книга С.Штильмана открывает учителю то новое, что содержат зачитанные и, казалось бы, хорошо знакомые нам книги. Эти открытия обогащают и наши уроки, и духовный, нравственный, эстетический мир наших учеников.
Ключевые слова: классика, что делает её современной для читателя XXI века, осуществление идеи медленного чтения, сотворчество писателя и читателя.

Главный редактор

Виктор Федорович Чертов