Лицензия Creative Commons

Все статьи журнала доступны по лицензии Creative Commons с указанием авторства 4.0 Всемирная.

Литература в школе, 2019, № 5

Содержание

 

НАШИ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ

Г.В.МОСКВИН —
Психологизм прозы Лермонтова.
К вопросу чтения и изучения романа «Герой нашего времени»

И.Р.МОНАХОВА —
Памятники Н.В.Гоголю в Москве

С.Л.ШТИЛЬМАН —
Кукловоды и марионетки.
Манипуляторы и манипуляции в фольклоре и русской классической литературе

О.А.МАРТЫНЮК —
«Испепеляющие годы! Безумья ль в вас, надежды ль весть?»
Русские писатели и революция

В.П.ЖУРАВЛЁВ —
Баллада Дмитрия Кедрина «Сердце матери».
Из материалов к обзорной теме «Фольклорные традиции в поэзии 30-х годов ХХ века»

М.И.БОНДАРЕНКО —
Зарубежная литература «потерянного поколения» в школьном изучении

ПОИСК. ОПЫТ. МАСТЕРСТВО

Актуальные проблемы преподавания литературы

И.В.СОСНОВСКАЯ —
Специфика уроков литературы в контексте отечественных традиций на современном этапе

Э.В.ТАЛЕЦКАЯ —
О Великой Отечественной войне с почитанием, вниманием, интересом

Учим писать сочинение

Г.В.ПРАНЦОВА —
Виды заданий и упражнений для обучения итоговому сочинению-рассуждению

Уроки

Я.Н.ИВАНОВА, М.А.СТЕПАНЧИКОВ —
Историзмы в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души».
IX класс

И.А.ГРИГОРЧЕНКО, А.И.ПОЛКАНОВА —
Работа со словарями разных типов при подготовке к анализу текста.
Перевод стихотворения Дж.Байрона «My soul is dark» и сопоставление с переводом М.Ю.Лермонтова.
IX класс гуманитарного профиля

О.Н.ХАРИТОНОВА —
Сирень в судьбе героев рассказа А.И.Куприна «Куст сирени».
VII—VIII классы

Зарубежная литература в школе

М.Е.БОЙКОВА —
Как не превратиться в чудовище?
Урок по рассказу Эдгара По «Лягушонок». VII класс

Аннотации и ключевые слова

 

НАШИ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ

Г.В.МОСКВИН —
Психологизм прозы Лермонтова.
К вопросу чтения и изучения романа «Герой нашего времени»
Аннотация. Статья посвящена проблеме школьного чтения и осмысленного восприятия художественной литературы, в частности прозы Лермонтова. Автор утверждает, что необходимо учитывать важнейшее свойство всей прозы писателя — её психологизм и последовательно рассматривает психологические детали и пассажи в тексте романа. Анализ на уроке литературы психологических приёмов, используемых писателем, способствует постижению важнейших для понимания произведения категорий: герой, деятельность героя, сюжет, идея, смысл. Такой литературоведческий подход поможет организовать эффективную работу по обучению учащихся аналитическому чтению классической литературы.
Ключевые слова: проза Лермонтова, «Герой нашего времени», психологизм, деталь, герой, сюжет, обучение аналитическому чтению, старшая школа

И.Р.МОНАХОВА —
Памятники Н.В.Гоголю в Москве
Аннотация. В статье рассказывается об истории памятников Н.В.Гоголю в Москве (на Никитском бульваре, Гоголевском бульваре, Новодевичьем кладбище). Рассматриваются художественные особенности этих памятников и восприятие их поклонниками творчества Гоголя.
Ключевые слова: Н.В.Гоголь, творчество, биография, памятники, Н.А.Андреев, Н.В.Томский, Новодевичье кладбище, Никитский бульвар, Гоголевский бульвар.

С.Л.ШТИЛЬМАН —
Кукловоды и марионетки.
Манипуляторы и манипуляции в фольклоре и русской классической литературе
Аннотация. Автор предлагает взглянуть на хорошо известные сказки, такие как «Колобок», «Лиса и Тетерев», с неожиданной стороны — с точки зрения манипуляций и манипулирования. Тот же подход он применяет, разбирая произведения русской классической литературы ХIХ века.
Ключевые слова: манипуляции, манипулирование, фольклор, сказки, русская классическая литература, лиса, колобок, тетерев.

О.А.МАРТЫНЮК —
«Испепеляющие годы! Безумья ль в вас, надежды ль весть?»
Русские писатели и революция
Аннотация. В статье осмысливается отношение к революционным событиям отдельных поэтов Серебряного века — уникального явления культуры данного периода, а также их судьба после 1917 года.
Ключевые слова: литература Серебряного века, революция, кризис, А.А.Блок, С.А.Есенин, Н.С.Гумилёв, А.А.Ахматова, О.Э.Мандельштам, И.А.Бунин.

В.П.ЖУРАВЛЁВ —
Баллада Дмитрия Кедрина «Сердце матери».
Из материалов к обзорной теме «Фольклорные традиции в поэзии 30-х годов ХХ века»
Аннотация. В статье рассматривается своеобразие использования фольклорных традиций в поэзии Д.Б.Кедрина на примере баллады «Сердце». Сопоставляются фольклорные и литературные приёмы типизации.
Ключевые слова: Д.Б.Кедрин, фольклорная традиция, баллада, сказка, типизация, литературный персонаж, прекрасное и безобразное.

М.И.БОНДАРЕНКО —
Зарубежная литература «потерянного поколения» в школьном изучении
Аннотация. В статье рассматриваются романы Э.Хемингуэя «Прощай, оружие!» и Э.М.Ремарка «На Западном фронте без перемен». Акцент в изучении этих романов сделан на проблематике и поэтике (герой, стиль, конфликт). Созвучие романов связано с изображением поражения человека, противостоящего войне: она лишает его либо жизни, либо смысла существования. Форма повествования от первого лица последовательно выражает антивоенный пафос романов.
Ключевые слова: литература «потерянного поколения», Хемингуэй, Ремарк, Первая мировая война, осмысление, антивоенный пафос.

ПОИСК. ОПЫТ. МАСТЕРСТВО

Актуальные проблемы преподавания литературы

И.В.СОСНОВСКАЯ —
Специфика уроков литературы в контексте отечественных традиций на современном этапе
Аннотация. Автор статьи обращается к отечественным методическим традициям разработки основных положений урока литературы, исходя из своеобразия литературы как учебной дисциплины гуманитарного цикла; опираясь на анализ научно-методических концепций урока литературы, называет его отличительные особенности: эмоционально-эстетическая, духовная, культурологическая направленность. В статье убедительно показано, что учителю-словеснику в современных условиях освоения инновационных методов, приёмов, технологий следует осознанно относиться к подготовке урока литературы, сохранять его эмоционально-ценностную и эстетическую основу и творческую направленность, что в дальнейшем развитии и обогащении методической теории и практики важна роль историзма.
Ключевые слова: концепции, специфика урока литературы, функции предмета, принципы, познавательный потенциал урока, структура, тезаурус урока, диалог искусств, художественное восприятие, эмоциональный мир ребёнка, партитура, резонанс, художественно-педагогические задачи, творчество.

Э.В.ТАЛЕЦКАЯ —
О Великой Отечественной войне с почитанием, вниманием, интересом
Аннотация. Автор показывает систему работы по изучению художественных произведений о войне на уроках и во внеурочной деятельности.
Ключевые слова: воспитательная мощь книг о войне, разнообразие форм приобщения учащихся к чтению художественных произведений о войне.

Учим писать сочинение

Г.В.ПРАНЦОВА —
Виды заданий и упражнений для обучения итоговому сочинению-рассуждению
Аннотация. Автор рассматривает проблему, связанную с написанием итогового сочинения нового типа, и предлагает систему подготовки старшеклассников к написанию сочинения-рассуждения, а также виды заданий и упражнений для эффективного формирования речевых умений учащихся.
Ключевые слова: итоговое сочинение, сочинение-рассуждение, тезиснодоказательная часть, текст-образец, речевая модель.

Уроки

Я.Н.ИВАНОВА, М.А.СТЕПАНЧИКОВ —
Историзмы в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души».
IX класс
Аннотация. В статье показано освоение девятиклассниками устаревшей лексики в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души». Представлен языковой материал, отражающий разнообразие русской лексики первой половины XIX века, облегчающий чтение и понимание русской классики современными школьниками. На уроке совершенствуются навыки анализа текста художественного произведения, умение проявлять языковое чутьё при его анализе.
Ключевые слова: русская классика, устаревшая лексика, текст художественного произведения, анализ, художественная деталь.

И.А.ГРИГОРЧЕНКО, А.И.ПОЛКАНОВА —
Работа со словарями разных типов при подготовке к анализу текста.
Перевод стихотворения Дж.Байрона «My soul is dark» и сопоставление с переводом М.Ю.Лермонтова.
IX класс гуманитарного профиля
Аннотация. В статье представлен опыт работы со словарями разных типов на бинарном уроке. Целью работы является комплексный анализ стихотворения Дж. Байрона, а также его перевода, сделанного М.Ю.Лермонтовым. Использованы исследовательский метод, метод сравнительного анализа и синхронно-диахронный метод. Сопоставление с переводом позволяет расширить пространственно-временные рамки произведения.
Ключевые слова: бинарный урок, словари, анализ текста, художественный мир стихотворения, категория пространства и времени, образы-символы, библейские образы

О.Н.ХАРИТОНОВА —
Сирень в судьбе героев рассказа А.И.Куприна «Куст сирени».
VII—VIII классы
Аннотация. Подробный анализ текста подготавливает обучающихся к пониманию смысла названия рассказа. Содержание образа-символа сирени постигается в широком художественном контексте (лирика XIX—XX веков). Значительно обогащает анализ привлечение материала живописи (репродукций картин П.Кончаловского) и античной мифологии.
Ключевые слова: миф, легенда, символ, лирический герой, поэтическая композиция, «говорящие» фамилии.

Зарубежная литература в школе

М.Е.БОЙКОВА —
Как не превратиться в чудовище?
Урок по рассказу Эдгара По «Лягушонок». VII класс
Аннотация. Автор учит школьников вчитываться в текст, постигать замысел писателя и пути его художественного воплощения.
Ключевые слова: так ли безобидна шутка, проблемные вопросы, групповая работа, внимание к авторскому слову, месть, справедливость.

Главный редактор

Виктор Федорович Чертов