Лицензия Creative Commons

Все статьи журнала доступны по лицензии Creative Commons с указанием авторства 4.0 Всемирная.

Литература в школе, 2018, № 11

Содержание

 

НАШИ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ

И.П.ЗОЛОТУССКИЙ —
Прости, Отечество.
«Горе от ума»: дорога автора и его героя

И.В.ПЫРКОВ —
Русским трактом.
Размышления над повестью «Станционный смотритель» А.С.Пушкина

ЛИ ЧЖЭНЖУН —
Поэтика героического в произведениях М.Ю.Лермонтова.
На примере анализа мотива лошади (коня)

Б.А.КУРКИН —
Русское колесо.
Размышления над первой сценой «Мёртвых душ»

Г.Г.КРАСУХИН —
Когда авторство переходит к народу.
Н.А.Некрасов

ПОИСК. ОПЫТ. МАСТЕРСТВО

Учителя учителей

О.В.НИКИТИН —
Высокое звание Учитель.
К 80-летию профессора Е.Н.Колокольцева

Уроки

Е.Н.КОЛОКОЛЬЦЕВ —
Стихотворения М.Ю.Лермонтова.
Х класс

М.И.ШУТАН —
Концепт «книга» на обобщающем занятии.
XI класс

Современная проза для подростков и юношества

Н.Е.КУТЕЙНИКОВА —
«Мысль семейная» в художественном осмыслении детских писателей: Аделия Амраева. «Футбольное поле»

О.О.ПУТИЛО, Е.Ю.СТАРИКОВА, Е.П.МЕЩЕРЯКОВА —
Трагедия народная и трагедия личная в романе Г.Яхиной «Зулейха открывает глаза»

Новые книги

А.Ф.ГАЛИМУЛЛИНА, Р.Ф.МУХАМЕТШИНА —
«Учитель! Перед именем твоим…»
О биобиблиографическом словаре «Методика преподавания литературы. Персоналии»

К ЮБИЛЕЮ БОРИСА ПЕТРОВИЧА ЕКИМОВА

Т.Ю.КОТОВА —
Чтобы не опоздать…

Аннотации и ключевые слова

 

НАШИ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ

И.П.ЗОЛОТУССКИЙ —
Прости, Отечество.
«Горе от ума»: дорога автора и его героя
Аннотация. Своими размышлениями о комедии А.С.Грибоедова автор заставляет читателя внимательно перечитать её, осмыслить характеры персонажей, понять гражданскую и нравственную позиции писателя и главного героя его комедии.
Ключевые слова: смысл названия: «Горе Уму» и «Горе от ума»; кто виноват в «терзаниях» Чацкого, ум ума и ум сердца, автор и его герой.

И.В.ПЫРКОВ —
Русским трактом.
Размышления над повестью «Станционный смотритель» А.С.Пушкина
Аннотация. В статье делается попытка определить художественное значение образа сельского дьячка в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» и прочитать повесть с учётом языковых особенностей некоторых глагольных форм, используемых автором. Особое внимание уделяется подспудной связи языковых характеристик с идейно-содеpжательной стороной произведения.
Ключевые слова: А.С.Пушкин, доpога, тpакт, верста, духовный путь, станционный смотритель, язык, несовеpшенное время, обpаз дьячка, притча о блудном сыне.

ЛИ ЧЖЭНЖУН —
Поэтика героического в произведениях М.Ю.Лермонтова.
На примере анализа мотива лошади (коня)
Аннотация. Поэтика Лермонтова — поэтика героического, которое выражено и в образе лошади (коня). Лошади были постоянными и любимыми спутниками Лермонтова в жизни и важнейшими образами и значимыми элементами повествования в его произведениях. Специфику художественного мира Лермонтова и его образного строя составляют постоянно повторяющиеся устойчивые мотивы повествования, которые анализируются автором.
Ключевые слова: Лермонтов; поэтика повествования; устойчивые мотивы.

Б.А.КУРКИН —
Русское колесо.
Размышления над первой сценой «Мёртвых душ»
Аннотация. Рассматривая противоречивые оценки литературоведов и критиков первой сцены «Мёртвых душ», автор даёт своё прочтение спора мужиков о колесе, которое отказывается везти Чичикова.
Ключевые слова: великая книга русской литературы, многослойность первой сцены; мужик вечен и бесконечен, Чичиков — мимолётен и преходящ.

Г.Г.КРАСУХИН —
Когда авторство переходит к народу.
Н.А.Некрасов
Аннотация. Статья поднимает малоисследованную проблему: каким образом возникает народная песня? Бывают случаи, когда известны авторы слов и музыки, а песня всё равно в репертуарах певцов и даже в песенниках обозначена как народная. Справедливо ли это? Каким образом народ может оказаться неоспоримым автором произведения?
Ключевые слова: песня, народ, Некрасов, творец.

ПОИСК. ОПЫТ. МАСТЕРСТВО

Учителя учителей

О.В.НИКИТИН —
Высокое звание Учитель.
К 80-летию профессора Е.Н.Колокольцева
Аннотация. В статье показан вклад крупнейшего российского филолога, учёного-методиста, автора учебников по русской словесности для средней и высшей школы профессора Е.Н.Колокольцева в развитие отечественного литературного образования.
Ключевые слова: художественная литература, культура слова, изобразительное искусство, интерпретация.

Уроки

Е.Н.КОЛОКОЛЬЦЕВ —
Стихотворения М.Ю.Лермонтова.
Х класс
Аннотация. Рассматривая методику изучения стихотворений Лермонтова, автор статьи исходит из специфики лирики и возможностей восприятия учащихся.
Ключевые слова: текстуальный анализ, обзорный анализ, истолкование, лирический герой, исповедь, время и пространство, композиция, сюжетное кольцо, строфа, размер стихотворный.

М.И.ШУТАН —
Концепт «книга» на обобщающем занятии.
XI класс
Аннотация. В статье характеризуется обобщающее учебное занятие, посвящённое концепту «книга». После лексико-фразеологической работы школьники включаются в анализ литературных произведений Пушкина, Достоевского, Бунина, Мандельштама, Цветаевой, Заболоцкого, Пастернака, Твардовского, в которых встречается ситуация «человек и книга». Эстетическое пространство урока расширяет разговор о произведениях французских художников К.Коро и О.Ренуара.
Ключевые слова: концепт, лексика и фразеология, универсальность, социально-этический аспект, книги и реальность, человек и книга.

Современная проза для подростков и юношества

Н.Е.КУТЕЙНИКОВА —
«Мысль семейная» в художественном осмыслении детских писателей: Аделия Амраева. «Футбольное поле»
Аннотация. В статье анализируется повесть Аделии Амраевой «Футбольное поле», предлагаются варианты её изучения на урочных и внеурочных занятиях в 5—9 классах образовательных организаций.
Ключевые слова: современная детско-подростковая и юношеская литература; читательская активность; кризис семьи в современной литературе; проблема социализации личности подростка.

О.О.ПУТИЛО, Е.Ю.СТАРИКОВА, Е.П.МЕЩЕРЯКОВА —
Трагедия народная и трагедия личная в романе Г.Яхиной «Зулейха открывает глаза»
Аннотация. В методической разработке предлагается обзорное изучение романа Г.Яхиной «Зулейха открывает глаза», в аналитической беседе исследуется проблематика романа (вопросы раскулачивания, обретения жизненной цели), устанавливаются внутрипредметные связи с классическими произведениями русской литературы, отдельное внимание уделяется словарной работе.
Ключевые слова: Яхина, женская проза, «лагерная» проза, раскулачивание

Новые книги

А.Ф.ГАЛИМУЛЛИНА, Р.Ф.МУХАМЕТШИНА —
«Учитель! Перед именем твоим…»
О биобиблиографическом словаре «Методика преподавания литературы. Персоналии»
Аннотация. В статье рассматривается структура и содержание биобиблиографического словаря «Методика преподавания литературы. Персоналии» (М.: МПГУ, 2018), составитель и научный редактор В.Ф.Чертов, отмечается несомненная научная значимость данного издания для научного изучения истории методики преподавания литературы.
Ключевые слова: биобиблиографический словарь, методика преподавания литературы, персоналии, В.Ф.Чертов, А.М.Антипова, Е.И.Белоусова, В.П.Журавлёв.

К ЮБИЛЕЮ БОРИСА ПЕТРОВИЧА ЕКИМОВА

Т.Ю.КОТОВА —
Чтобы не опоздать…

Главный редактор

Виктор Федорович Чертов