Лицензия Creative Commons

Все статьи журнала доступны по лицензии Creative Commons с указанием авторства 4.0 Всемирная.

Литература в школе, 2018, № 3

Содержание

 

НАШИ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ

А.В.ГУЛИН —
«Он весь, как Божия гроза»
Пётр Первый в поэме А.С.Пушкина «Полтава»

Н.Л.ЕРМОЛАЕВА —
Об образе Бориса Григорьевича в «Грозе» А.Н.Островского

В.Н.ГУРЕЕВ —
Ирония в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Т.А.КАЛГАНОВА —
«Преодоление сложившихся стереотипов».
К 40-летию выхода книги Ю.В.Манна «Поэтика Гоголя»

Л.С.ШКУРАТ —
Миниатюры Ю.В.Бондарева о Великой Отечественной войне на уроке литературы в школе

А.А.НОВИКОВА-СТРОГАНОВА —
«Свет озаряет мой путь».
О творчестве Чарльза Диккенса

ПОИСК. ОПЫТ. МАСТЕРСТВО

Г.С.МЕРКИН —
Путь к поэту.
Эволюция восприятия творчества и личности А.С.Пушкина

Т.Г.СОЛОВЕЙ —
«О славный час! О славный вид!»
Анализ фрагмента поэмы А.С.Пушкина «Полтава». VII класс

Л.Н.РОСЛЯКОВА —
Талант писательский и человеческий.
Размышляем с выпускниками о творчестве В.Токаревой

События

Е.О.ГАЛИЦКИХ —
О конференции «Педагогика текста» в контексте VI Санкт-Петербургского международного культурного форума

Т.К.КОСОЛАПОВА, Н.А.КОНЫШЕВА —
Полезная встреча в Вятской гуманитарной гимназии

Новые книги

«Труды и дни» Е.С.Роговера в трёх томах
Е.С.Роговер «Методики преподавания литературы»
(СПб.: Олимп-СПб., 2010—2017)

Аннотации и ключевые слова

 

НАШИ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ

А.В.ГУЛИН —
«Он весь, как Божия гроза»
Пётр Первый в поэме А.С.Пушкина «Полтава»
Аннотация. Статья представляет собой опыт всестороннего исследования образов Петра I и Петровской эпохи в поэме А.С.Пушкина «Полтава». Тема раскрывается в широком историческом и литературном контексте. В центре внимания находятся пути постижения Пушкиным духовного смысла Полтавской битвы и деятельности царя-преобразователя. Рассматривается также проблема глубинной преемственности гения Пушкина по отношению к победившему государственному гению Петра Великого.
Ключевые слова: Пушкин, царь Пётр, Российская империя, Полтава, Карл, Голиков, восторг.

Н.Л.ЕРМОЛАЕВА —
Об образе Бориса Григорьевича в «Грозе» А.Н.Островского
Аннотация. В статье предлагается противоречиво оценённый в критике и литературоведении образ Бориса увидеть с точки зрения меры человечности у Островского. Автор полагает, что Борис, как и Катерина, близок нравственному идеалу великого драматурга. Характеристики обоих героев во многом зависят от особенностей жанра высокой трагедии, каковой является «Гроза».
Ключевые слова: противоречивые оценки, мера человечности, нравственная состоятельность, горячее сердце Бориса, смирение, «заложники жанра».

В.Н.ГУРЕЕВ —
Ирония в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»
Аннотация. В статье рассматриваются особенности использования приёма иронии в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
Ключевые слова: ирония, способы выражения иронии, объект осмеяния, авторские комментарии.

Т.А.КАЛГАНОВА —
«Преодоление сложившихся стереотипов».
К 40-летию выхода книги Ю.В.Манна «Поэтика Гоголя»
Аннотация. В статье раскрывается значение монографии Ю.В.Манна в исследовании творчества Гоголя.
Ключевые слова: системный подход, форма и содержание, карнавальное начало, реальное и фантастическое; прямая, завуалированная фантастика, снятие носителя фантастики, нефантастическая фантастика.

Л.С.ШКУРАТ —
Миниатюры Ю.В.Бондарева о Великой Отечественной войне на уроке литературы в школе
Аннотация. Автор анализирует миниатюры Ю.В.Бондарева о Великой Отечественной войне, отмечает традиционное и новое в осмыслении войны писателем, делает акцент на воспитательном значении произведений Ю.В.Бондарева и актуальности затронутых в них проблем.
Ключевые слова: Ю.В.Бондарев, миниатюра, Великая Отечественная война, героизм, воспитательное значение литературы о войне.

А.А.НОВИКОВА-СТРОГАНОВА —
«Свет озаряет мой путь».
О творчестве Чарльза Диккенса
Аннотация. Статья посвящена творческому пути великого английского романиста Чарльза Диккенса. Особое внимание уделяется анализу цикла «Рождественские повести». Затрагивается проблема русско-английских литературных отношений; рассматривается история восприятия в России произведений Диккенса — зарубежного писателя, наиболее родственного по духу русской классике.
Ключевые слова: Чарльз Диккенс, рождественские повести, романное творчество, русско-английские литературные связи.

ПОИСК. ОПЫТ. МАСТЕРСТВО

Г.С.МЕРКИН —
Путь к поэту.
Эволюция восприятия творчества и личности А.С.Пушкина
Аннотация. В статье на обширном биографическом и библиографическом материале показана эволюция восприятия творчества и личности Пушкина. Автор подчёркивает: Пушкин, кроме своего творчества, шёл к читателю через восприятие литераторов — современников Пушкина, писателей Серебряного века и первой половины ХХ столетия, отечественных пушкинистов ХIХ века, русских методистов-словесников. Приведены фрагменты урока, литературного конкурса и коллективных творческих проектов.
Ключевые слова: издания Пушкина; образ Пушкина, творчество, прижизненные издания, литературоведческие, педагогические, методические источники, эволюция.

Т.Г.СОЛОВЕЙ —
«О славный час! О славный вид!»
Анализ фрагмента поэмы А.С.Пушкина «Полтава». VII класс
Аннотация. В материале дана разработка урока по фрагменту поэмы А.С.Пушкина «Полтава». Полтавский бой представляется как торжество русского духа над врагом, даётся анализ образа Петра — полководца, патриота. Большое внимание уделено нравственному воспитанию учащихся. Совершенствуются навыки анализа художественного произведения, закрепляются понятия о портрете, контрасте, аллитерации.
Ключевые слова: Полтавская битва, бой, Пётр Первый, государство, шведы, патриотизм, героизм, гуманизм, русский дух, армия, портрет, контраст, аллитерация.

Л.Н.РОСЛЯКОВА —
Талант писательский и человеческий.
Размышляем с выпускниками о творчестве В.Токаревой
Аннотация. Автор делится опытом проведения урока, на котором выпускники знакомятся с творчеством В.Токаревой и его особенностями, осмысливают нравственные проблемы, поднятые писателем.
Ключевые слова: Виктория Токарева, своеобразие стиля, афористичность, мировоззрение, талант, интерес к человеку, глубина мысли, яркость языка.

События

Е.О.ГАЛИЦКИХ —
О конференции «Педагогика текста» в контексте VI Санкт-Петербургского международного культурного форума
Аннотация. Автор рассказывает о глубине и разнообразии содержания прошедшей в Санкт-Петербурге конференции, рассматривающей современный литературный поток и пути и способы поддержки детского чтения.
Ключевые слова: конференция, современная литература для детей, поддержка чтения, литературный поток, обмен опытом, новые знания, общение.

Т.К.КОСОЛАПОВА, Н.А.КОНЫШЕВА —
Полезная встреча в Вятской гуманитарной гимназии
Аннотация. В статье рассказано о встрече словесников гимназий г. Кирова с главным редактором журнала «Литература в школе».
Ключевые слова: современная литература в школе, актуальность и художественный уровень рекомендуемых произведений, ответственность учителя за выбор, мастерство ведения урока.

Новые книги

«Труды и дни» Е.С.Роговера в трёх томах
Е.С.Роговер «Методики преподавания литературы»
(СПб.: Олимп-СПб., 2010—2017)
Аннотация. Автор представляет читателям-словесникам три тома учебного пособия Е.С.Роговера «Методика преподавания литературы» и делает краткий обзор его содержания. Пособие будет интересно студентам, преподавателям педагогических вузов, молодым и опытным учителям литературы.
Ключевые слова: методика преподавания литературы, теоретические и практические аспекты методики, результаты современных исследований опыта преподавания литературы в вузе и школе.

Главный редактор

Виктор Федорович Чертов