Лицензия Creative Commons

Все статьи журнала доступны по лицензии Creative Commons с указанием авторства 4.0 Всемирная.

Литература в школе, 2019, № 10

Содержание

 

ЖУРНАЛ «ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ» В Г. КОЛОМНЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

НАШИ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ

Наука — школе

М.А.ДУБОВА —
Художественная деталь как способ создания природного мира в «Кладовой солнца» М.М.Пришвина

М.В.ПАНКРАТОВА —
Синкретизм толкования и языковые загадки стихотворения Сергея Есенина «Мы теперь уходим понемногу…» (1924)

А.В.КУЛАГИН —
«Давай сейчас его вернём…»
Поэзия Геннадия Шпаликова на факультативном занятии. XI класс

И.Н.ПОЛИТОВА —
Уроки нравственности: рассказ «Баваклава» Юрия Яковлева

ПОИСК. ОПЫТ. МАСТЕРСТВО

Н.В.ПАШИНА —
«Крохотки» А.И.Солженицына.
Реализация компетентностного подхода на уроках литературы. XI класс

Н.В.АНОХИНА, Т.А.КАПЫРИНА —
Анализ поэмы А.С.Пушкина «Медный Всадник» Х класс

И.В.РУДЕНКОВА —
«Моя лирика жива одной большой любовью к родине…»
IX класс

Е.П.МАКАРОВА —
Повесть Н.В.Гоголя «Шинель».
Титулярный советник Башмачкин. VIII класс

М.В.ЕРАБЕК —
«Уметь любить человека…»
По рассказу А.П.Платонова «Юшка». VII класс

О.В.АКУЛЕНКО —
«У войны не детское лицо».
По повести В.Богомолова «Иван». VII класс

Г.Т.ОГУРЦОВА —
«Всё очнётся в памяти невольно, отзовётся в сердце и в крови».
Обобщающий урок по лирике Н.М.Рубцова. IV—V классы

Учим писать сочинение

Н.И.ЕЛАНСКАЯ —
Групповая характеристика литературных персонажей.
Урок развития речи. VIII класс

Е.В.ЧЕХОНИНА —
Работа с художественным текстом в процессе обучения написанию сочинений
по литературе.
V класс

ДУША ОБЯЗАНА ТРУДИТЬСЯ

Е.В.ЩЕРБАКОВА —
Россия в зеркале классики.
Сценарий музыкально-поэтического вечера

Л.В.КАМИНА —
«Давайте восклицать!»
Литературная гостиная по творчеству Б.Ш.Окуджавы

М.Я.МИШЛИМОВИЧ —
Подготовка студентов педагогических вузов к руководству чтением —
необходимое условие повышения читательской компетенции школьников

И.И.ЧУМАК-ЖУНЬ, Г.Ю.МАЛЬЦЕВА —
Жизнь, смерть и рождественское чудо в рассказе Набокова «Рождество».
Х класс

Аннотации и ключевые слова

 

ЖУРНАЛ «ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ» В Г. КОЛОМНЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

НАШИ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ

Наука — школе

М.А.ДУБОВА —
Художественная деталь как способ создания природного мира в «Кладовой солнца» М.М.Пришвина
Аннотация. Статья посвящена анализу художественной детали и её роли в создании природного мира сказки-были М.М.Пришвина. Автор акцентирует внимание на таких содержательных компонентах природного мира, как животный мир, мир растений, природные явления, предлагая алгоритм поглавного анализа текста с целью выявления художественных деталей, создающих центральные природные образы.
Ключевые слова: художественная деталь, природа, изображённый мир, пейзаж, животные, птицы, растения, топонимы.

М.В.ПАНКРАТОВА —
Синкретизм толкования и языковые загадки стихотворения Сергея Есенина «Мы теперь уходим понемногу…» (1924)
Аннотация. Статья посвящена синкретизму толкования стихотворения
С.Есенина «Мы теперь уходим понемногу…» и языковым загадкам произведения. Особенное внимание обращено к начальной и финальной строкам стихотворения, выражающим его основной смысловой центр.
Ключевые слова: Сергей Есенин, лирический герой, анализ стихотворения, временная модальность, лексическая семантика.

А.В.КУЛАГИН —
«Давай сейчас его вернём…»
Поэзия Геннадия Шпаликова на факультативном занятии. XI класс
Аннотация. Статья представляет собой методическую разработку факультативного занятия по поэзии Геннадия Шпаликова в 11 классе. На основе анализа нескольких стихотворений поэта рассмотрены ключевые темы его лирики: военное детство, дружба, судьба поэта; раскрыто восприятие Шпаликовым фигуры Пушкина. Статья содержит параллельные наблюдения над лирикой Шпаликова и некоторых его современников (Высоцкий, Окуджава), а также рекомендуемые для беседы с учащимися вопросы.
Ключевые слова: Шпаликов, лирика, факультатив, мотив, контекст, беседа.

И.Н.ПОЛИТОВА —
Уроки нравственности: рассказ «Баваклава» Юрия Яковлева
Аннотация. В статье предлагается анализ рассказа Ю.Яковлева «Баваклава», который можно положить в основу урока литературы по духовно-нравственной теме «Умеем ли мы жить для других?».
Ключевые слова: урок литературы, духовно-нравственное воспитание, Юрий Яковлев, рассказ «Баваклава».

ПОИСК. ОПЫТ. МАСТЕРСТВО

Н.В.ПАШИНА —
«Крохотки» А.И.Солженицына.
Реализация компетентностного подхода на уроках литературы. XI класс
Аннотация. Автор показывает, как при анализе «Крохоток» А.И.Солженицына реализуется компетентностный подход к образованию.
Ключевые слова: компетентностный подход, организация учебно-познавательной деятельности, активные формы и методы обучения.

Н.В.АНОХИНА, Т.А.КАПЫРИНА —
Анализ поэмы А.С.Пушкина «Медный Всадник»
Х класс
Аннотация. Представлена разработка урока, на котором учащиеся анализируют текст поэмы, раскрывают её смысл, осваивают нравственный потенциал произведения, теоретико-литературные понятия, развивают устную речь.
Ключевые слова: пушкинское наследие, анализ и интерпретация текста, историческая основа поэмы, позиция автора, всемирное значение Пушкина

И.В.РУДЕНКОВА —
«Моя лирика жива одной большой любовью к родине…»
IX класс
Аннотация. Урок знакомит учащихся с творчеством С.Есенина, даёт представление об особенностях его лирики; развивает умение анализа поэтического текста, воспитывает любовь к Родине, природе, эстетический вкус.
Ключевые слова: лирика, родина, экскурсия, неповторимые образы, средства художественной выразительности.

Е.П.МАКАРОВА —
Повесть Н.В.Гоголя «Шинель».
Титулярный советник Башмачкин. VIII класс
Аннотация. Предлагается проблемно-тематический анализ повести «Шинель». Рассматривается образ Башмачкина, «маленького человека», с привлечением фрагментов фильма, выявляются гуманистический пафос повести, реальность и фантастика; развиваются творческие способности учащихся, формируется их эстетический вкус, расширяется культурный кругозор.
Ключевые слова: «петербургская повесть», цикл, «маленький человек» в литературе, Акакий Акакиевич Башмачкин, чиновник, титулярный советник, шинель, эпизод, «значительное лицо», финал, реальность и фантастика.

М.В.ЕРАБЕК —
«Уметь любить человека…»
По рассказу А.П.Платонова «Юшка». VII класс
Аннотация. Автор показывает, как, рассматривая конкретную жизнь человека, героя рассказа Платонова, подростки-читатели подводятся учителем к осмыслению житейской мудрости и философским размышлениям о высокой нравственности.
Ключевые слова: обращение к личному опыту подростков, постижение характера героя, его необычность, столкновение зла с добром, плоды добра.

О.В.АКУЛЕНКО —
«У войны не детское лицо».
По повести В.Богомолова «Иван». VII класс
Аннотация. Знакомя подростков с повестью В.О.Богомолова «Иван», мы вводим их в атмосферу трудного военного времени, стремимся вызвать эмоциональный отклик на прочитанное, организуем индивидуальную и групповую работу, привлекаем материалы школьного музея.
Ключевые слова: писатель В.Богомолов, повесть «Иван», трагическая судьба подростка, подвиг ребёнка, правдивое и пронзительное повествование о войне.

Г.Т.ОГУРЦОВА —
«Всё очнётся в памяти невольно, отзовётся в сердце и в крови».
Обобщающий урок по лирике Н.М.Рубцова. IV—V классы
Аннотация. На представленном читателю уроке мы учим подростков внимательно читать и слышать поэзию Н.М.Рубцова, понимать его чувства и мысли, выражать своё мнение о прочитанном в связном высказывании.
Ключевые слова: Н.М.Рубцов, выразительное чтение, анализ стихотворений, любовь поэта к родной природе и родине, внимание к слову, глубина переживаний поэта, сопереживание читателей.

Учим писать сочинение

Н.И.ЕЛАНСКАЯ —
Групповая характеристика литературных персонажей.
Урок развития речи. VIII класс
Аннотация. На уроке учащиеся находят основание для характеристики чиновников, персонажей комедии «Ревизор», работают с текстом и учатся характеризовать группу героев, понимать отношение к ним автора и приводить аргументы, подтверждающие их оценку действующих лиц комедии.
Ключевые слова: групповая характеристика персонажей, анализ текста, работа групп, индивидуальные задания, обобщение изученного.

Е.В.ЧЕХОНИНА —
Работа с художественным текстом в процессе обучения написанию сочинений по литературе.
V класс
Аннотация. В статье представлен опыт работы с художественным текстом в 5 классе на уроках подготовки к сочинению по литературе на примере рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» и повести В.Г.Короленко «В дурном обществе».
Ключевые слова: обучение написанию сочинений, анализ эпизода, работа с цитатами.

ДУША ОБЯЗАНА ТРУДИТЬСЯ

Е.В.ЩЕРБАКОВА —
Россия в зеркале классики.
Сценарий музыкально-поэтического вечера
Аннотация. Данный сценарий представляет музыкально-поэтическую культуру России XIX—XX веков в форме культурологического проекта с целью популяризации отечественного искусства. Проект «Россия в зеркале классики» был показан музыкальным отделением филологического факультета в Государственном социально-гуманитарном университете с онлайн-трансляцией в Венгрию (г. Дьёр, Университет имени Иштвана Сечени).
Ключевые слова: Россия, музыка, поэзия, внеурочная деятельность.

Л.В.КАМИНА —
«Давайте восклицать!»
Литературная гостиная по творчеству Б.Ш.Окуджавы
Аннотация. Литературная гостиная, подготовленная старшеклассниками, даёт возможность более широко познакомить их с жизнью и творчеством писателя.
Ключевые слова: Б.Окуджава, широкая известность писателя и барда; доброволец, участник войны, Арбат — символ добра и человеческой памяти; философский смысл, магия песен Окуджавы.

М.Я.МИШЛИМОВИЧ —
Подготовка студентов педагогических вузов к руководству чтением — необходимое условие повышения читательской компетенции школьников
Аннотация. Автор статьи рассматривает причины изменения читательских предпочтений школьников и студентов, значение различных видов чтения в жизни и деятельности современного человека на основе почти 60-летнего опыта работы в школе и вузе, 40-летнего ведения научно-методического семинара для словесников города и республики.
Ключевые слова: читательская культура, единое читательское пространство, «золотой список» книг, изменение читательских интересов, интеграция, диалогичность, интерпретация.

И.И.ЧУМАК-ЖУНЬ, Г.Ю.МАЛЬЦЕВА —
Жизнь, смерть и рождественское чудо в рассказе Набокова «Рождество».
Х класс
Аннотация. В статье предлагается вариант филологического анализа рассказа В.Набокова «Рождество». Рассматриваются структурные, композиционные, языковые особенности произведения. Детальное изучение ткани рассказа с использованием вспомогательного инструментария — словарей, справочников, исторических комментариев — даёт возможность ученикам совместно с учителем сделать обоснованные выводы не только об особенностях поэтики отдельного рассказа писателя-классика, но и о специфике его стиля в целом.
Ключевые слова: Рождество, эпиграф, прецедентный текст, тема, заглавие, метафора, языковая игра, художественная деталь.

Главный редактор

Виктор Федорович Чертов