Лицензия Creative Commons

Все статьи журнала доступны по лицензии Creative Commons с указанием авторства 4.0 Всемирная.

Литература в школе, 2019, № 6

Содержание

 

НАШИ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ

В.И.КОРОВИН —
Поэт и мудрец.
К 250-летию со дня рождения И.А.Крылова

Л.Н.ДМИТРИЕВСКАЯ —
Кульминация драмы А.Н.Островского «Гроза» в декорациях театральных постановок XIX—XX веков

В.И.МЕЛЬНИК —
Академический И.А.Гончаров: пробелы комментария

П.А.ГОНЧАРОВ —
Два мира В.Астафьева

К ЮБИЛЕЮ ЮРИЯ ВЛАДИМИРОВИЧА МАННА

«Гоголю я посвятил больше всего времени…»
(Ю.В.Манн)

Т.А.КАЛГАНОВА —
О книге Ю.В.Манна «Карпо Соленик — “решительно комический талант”»

ПОИСК. ОПЫТ. МАСТЕРСТВО

Актуальные проблемы преподавания литературы

Е.С.РОГОВЕР —
Концепция эстетического образования и нравственного воспитания в процессе преподавания литературы.
Статья вторая. Комическое

А.Б.БАЙРАМБЕКОВА, И.С.АЛИПУЛАТОВ —
Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы: формирование идеала доброты как основы личностного развития учащихся

Учим писать сочинение

Е.С.РОМАНИЧЕВА —
Карточки-задания как дидактическое сопровождение процесса обучения сочинению на литературную тему

Современная проза для подростков и юношества

Н.Е.КУТЕЙНИКОВА —
Современная провинция и её дети в художественном осмыслении Евгении Басовой: повесть «Подросток Ашим».
Статья вторая

Л.А.АКСЁНОВА —
Басенный мир И.А.Крылова. Анализ басни «Два мальчика».
VII класс

Новые книги

А.С.АКБАШЕВА —
Рецензия на учебник «Методика обучения литературе в школе»: учебник для студентов филологических факультетов педагогических вузов: в 2 книгах. (Сост., общ. ред. д. п. н., проф. Н.М.Свириной. — Спб.: РГГУ им. А.И.Герцена, 2018)

С.А.СЕДОВА —
«Душевное усилие…» Рецензия на научно-методическое пособие Е.К.Маранцман «Логика образа (Искусство восприятия мира в себе и себя в мире)». — СПБ.: ИЗД-ВО ВВМ, 2017

О книге Сергея Штильмана «Пишем грамотно. Как научить и научиться писать грамотно» (Киров: Буквица, 2018)

Аннотации и ключевые слова

 

НАШИ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ

В.И.КОРОВИН —
Поэт и мудрец.
К 250-летию со дня рождения И.А.Крылова
Аннотация. Статья посвящена оригинальным басням Крылова, в которых отражены актуальные исторические события его времени, важнейшие философские и общественные проблемы. На основе глубокого анализа раскрываются идейное содержание и поэтика басен.
Ключевые слова: басни Крылова, оригинальные сюжеты, наполеоновская эпоха, Отечественная война 1812 года, эпоха Просвещения, история, разум, трудовой опыт народа, наука, природа.

Л.Н.ДМИТРИЕВСКАЯ —
Кульминация драмы А.Н.Островского «Гроза» в декорациях театральных постановок XIX—XX веков
Аннотация. В кульминации пьесы А.Н.Островского «Гроза» важны образы разрушенной церкви и двух фресок. Они создают символический фон пьесы, помогают разрешить социально-бытовой конфликт в историческом и религиозном планах. В первых постановках «Грозы» в разных театрах образы церкви и фресок воплощались по-разному, актуализируя те или иные смыслы.
Ключевые слова: А.Н.Островский, «Гроза», кульминация, образ церкви, театральные постановки «Грозы».

В.И.МЕЛЬНИК —
Академический И.А.Гончаров: пробелы комментария
Аннотация. В работе ставится вопрос о необходимости более глубокого и точного комментирования в научном издании творческого наследия И.А.Гончарова тех мест, которые построены на ассоциативных связях с религиозными текстами. Следует учитывать, что произведения и письма Гончарова буквально пронизаны реминисценциями из Ветхого и Нового Заветов. В работе указаны и скорректированы некоторые характерные недоработки в комментировании Гончарова.
Ключевые слова: Гончаров, Священное Писание, комментарии.

П.А.ГОНЧАРОВ —
Два мира В.Астафьева
Аннотация. В статье анализируются истоки, формы проявления и следствия двоемирия прозы В.Астафьева, устанавливается связь творческого метода писателя с его биографией, миросозерцанием, историческими реалиями ХХ века.
Ключевые слова: В.Астафьев, «Эпитафия», «Последний поклон», проза, двоемирие, христианство, творческий метод.

К ЮБИЛЕЮ ЮРИЯ ВЛАДИМИРОВИЧА МАННА

«Гоголю я посвятил больше всего времени…»
(Ю.В.Манн)
Аннотация. В статье представлен вклад известного учёного Ю.В.Манна в изучение жизни и творческого наследия Н.В. Гоголя, его труды за многие годы служения филологической науке.
Ключевые слова: Ю.В.Манн, юбилей, учёный-гоголевед; книги и статьи, посвящённые жизни и творчеству Н.В.Гоголя; вклад в филологическую науку; глубина исследований и широта интересов, всемирное признание.

Т.А.КАЛГАНОВА —
О книге Ю.В.Манна «Карпо Соленик — “решительно комический талант”»
Аннотация. В отзыве на книгу отмечаются полнота, научность биографии актёра, основанная на анализе источников, воссоздание жизни провинциальных театров России, литературное мастерство автора.
Ключевые слова: биография актёра, театральная жизнь, репертуар провинциальных театров, театральная поэтика комического, взаимодействие русской и украинской культуры.

ПОИСК. ОПЫТ. МАСТЕРСТВО

Актуальные проблемы преподавания литературы

Е.С.РОГОВЕР —
Концепция эстетического образования и нравственного воспитания в процессе преподавания литературы.
Статья вторая. Комическое
Аннотация. Статья предлагает намеченную в предыдущей работе концепцию формирования представлений учащихся о ведущих эстетических категориях (Литература в школе. — 2019. — № 2), но на этот раз останавливается на понятии «комическое».
Ключевые слова: комическое, смех, виды комизма, ирония, сарказм, гротеск, комическая ситуация, фарс.

А.Б.БАЙРАМБЕКОВА, И.С.АЛИПУЛАТОВ —
Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы: формирование идеала доброты как основы личностного развития учащихся
Аннотация. Авторы статьи в ходе анализа произведений акцентируют внимание на освоении учащимися идеала доброты (нравственное понятие и поступки человека).
Ключевые слова: уроки литературы, художественная литература, духовно-нравственное воспитание, идеал доброты, личностное развитие учащихся.

Учим писать сочинение

Е.С.РОМАНИЧЕВА —
Карточки-задания как дидактическое сопровождение процесса обучения сочинению на литературную тему
Аннотация. В статье через систему карточек-заданий, обеспечивающих дидактическое сопровождение процесса обучения сочинению на литературную тему, предложен алгоритм, позволяющий учителю сконструировать свою оригинальную методику формирования речевых компетенций старшеклассников в области написания сочинений.
Ключевые слова: сочинение на литературную тему, дидактическое сопровождение, карточка-задание, формулировка темы, вступление, заключение, эпиграф.

Современная проза для подростков и юношества

Н.Е.КУТЕЙНИКОВА —
Современная провинция и её дети в художественном осмыслении Евгении Басовой: повесть «Подросток Ашим».
Статья вторая
Аннотация. В статье анализируется повесть Е.В.Басовой «Подросток Ашим», предлагаются варианты её изучения на урочных и внеурочных занятиях в 9—11 классах образовательных организаций.
Ключевые слова: современная детско-подростковая и юношеская литература; изображение семьи в современной литературе; одарённые дети; ина’ковость; проблема социализации личности подростка; тема социального неравенства современного общества.

Л.А.АКСЁНОВА —
Басенный мир И.А.Крылова. Анализ басни «Два мальчика».
VII класс
Аннотация.
Автор показывает, как на уроке в сознании учащихся закрепляются понятия «басня», «аллегория», мораль басни», «эзопов язык»; расширяются сведения о биографии и творчестве И.А.Крылова; совершенствуются навыки выразительного чтения басни.
Ключевые слова: И.А.Крылов, басня, аллегория, мораль, сообщения учащихся, словарная работа, анализ басни, выразительное чтение, тестирование.

Новые книги

А.С.АКБАШЕВА —
Рецензия на учебник «Методика обучения литературе в школе»: учебник для студентов филологических факультетов педагогических вузов: в 2 книгах. (Сост., общ. ред. д. п. н., проф. Н.М.Свириной. — Спб.: РГГУ им. А.И.Герцена, 2018)
Аннотация. Автор анализирует содержательные компоненты названного учебника для студентов педагогических вузов, отмечает сочетание в нём традиций методики и новаторства.
Ключевые слова: учебник нового типа, литература как учебная дисциплина, методика, филология, учитель, ученик, художественный текст: содержание и форма.

С.А.СЕДОВА —
«Душевное усилие…» Рецензия на научно-методическое пособие Е.К.Маранцман «Логика образа (Искусство восприятия мира в себе и себя в мире)». — СПБ.: ИЗД-ВО ВВМ, 2017
Аннотация. Статья посвящена научно-методическому пособию Е.К.Маранцман «Логика образа (искусство восприятия мира в себе и себя в мире)».
Ключевые слова: учебная деятельность, развитие образного мышления, способность к эмпатии, формирование личности, социализации человека, этапы анализа произведения.

О книге Сергея Штильмана «Пишем грамотно. Как научить и научиться писать грамотно» (Киров: Буквица, 2018)

Главный редактор

Виктор Федорович Чертов