Лицензия Creative Commons

Все статьи журнала доступны по лицензии Creative Commons с указанием авторства 4.0 Всемирная.

Литература в школе, 2019, № 7

Содержание

 

НАШИ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ

Е.Ю.ПОЛТАВЕЦ —
Историософский роман в диалоге с историческим

И.В.ХОЛОДЯКОВ —
Проблемы изучения романа М.А.Шолохова «Тихий Дон» в школе

Н.А.ДВОРЯШИНА —
«Я разговор веду высоким ладом песни…» А.Блок и музыка.
Сценарий литературной гостиной

Е.К.МАРАНЦМАН —
Возрождение инвариантов школы В.Г.Маранцмана в методике преподавания литературы

А.А.ГОРШЕНИНА —
Урок по повести В.Г.Распутина «Последний срок».
Осмысление ценности жизни матери. XI класс

ЖУРНАЛ «ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ» В ТОМСКЕ

Наука — школе

Р.Б.ЩЕТИНИН, С.Г.МАЛЯРОВА —
Томск литературный

Е.А.САФОНОВА —
«Так сильно связано всё в узел вечный…»
Религиозные образы в книге «Стихи» матери Марии (Е.Ю.Кузьминой-Караваевой)

Е.А.ПОЛЕВА —
Мотив правды в «школьной» прозе конца 1960-х — начала 1980-х годов.
Анализ авторских трактовок и литературный контекст

О.М.БУЧАЦКАЯ —
Использование возможностей платформы Google в организации проектной деятельности на уроках литературы.
Из опыта работы над коллективным проектом «Писатели в Томске и о Томске: путеводитель по литературному городу»

И.В.НИКИЕНКО, О.В.КОЛУПАЕВА —
Колупаевский семинар в школе

Л.Г.ВАСИЛЕНКО —
«Дела семейные» в рассказах Марии Халфиной.
IX—XI классы

Памяти Елены Владимировны Карсаловой

Аннотации и ключевые слова

 

НАШИ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ

Е.Ю.ПОЛТАВЕЦ —
Историософский роман в диалоге с историческим
Аннотация. В статье рассматривается вопрос о жанре «Капитанской дочки» А.С.Пушкина. Статья также рассматривает жанровые черты двух типов романов, сюжетно базирующихся на исторических событиях, и выявляет определённые различия между историческим романом и историософским романом.
Ключевые слова: А.С.Пушкин, «Капитанская дочка», Л.Н.Толстой, «Война и мир», историософский роман, исторический роман.

И.В.ХОЛОДЯКОВ —
Проблемы изучения романа М.А.Шолохова «Тихий Дон» в школе
Аннотация. Автор исследует изменение отношения общества к произведениям, составляющим золотой фонд русской прозы, анализирует дискуссию об авторстве «Тихого Дона» и стремится выяснить, можно ли считать Шолохова продолжателем традиций эпопеи «Война и мир».
Ключевые слова: М.А.Шолохов, изменение программы, проблема авторства, традиции Л.Н.Толстого, эпическое и этическое.

Н.А.ДВОРЯШИНА —
«Я разговор веду высоким ладом песни…» А.Блок и музыка.
Сценарий литературной гостиной
Аннотация. Сценарий позволяет обратить внимание учащихся на своеобразие поэтического мира А.Блока, музыкальность, звуковое богатство лирики поэта, многообразие её перекличек с русской и мировой музыкальной культурой.
Ключевые слова: А.Блок, лирика, музыкальность, русские народные песни, романсы, композиторы А.Бородин, Р.Вагнер, М.Мусоргский, П.Чайковский, Ж.Бизе, «цыганские» стихотворения, «Кармен», Россия, «Коробейники», гармония.

Е.К.МАРАНЦМАН —
Возрождение инвариантов школы В.Г.Маранцмана в методике преподавания литературы
Аннотация. В статье рассматриваются инварианты методической школы В.Г.Маранцмана, приводятся примеры и эстетический разбор произведений учеников петербургских гимназий в соответствии с идеями этой школы.
Ключевые слова: методическая школа, инварианты, эстетический разбор художественных произведений.

А.А.ГОРШЕНИНА —
Урок по повести В.Г.Распутина «Последний срок».
Осмысление ценности жизни матери. XI класс
Аннотация. Под руководством учителя учащиеся осмысливают повесть В. Распутина, постигая такие ценности, утверждаемые писателем, как любовь детей к матери, благодарность за её материнский подвиг, память о родном и самом близким человеке.
Ключевые слова: отцы и дети, связь поколений, разобщённость, короткая память, бездуховность.

ЖУРНАЛ «ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ» В ТОМСКЕ

Наука — школе

Р.Б.ЩЕТИНИН, С.Г.МАЛЯРОВА —
Томск литературный
Аннотация. В статье рассказывается об особенностях такого явления, как томская литература, рассматриваются особенности творчества некоторых томских писателей, составляющих томскую классическую литературу. Кроме этого, показана важность изучения региональной литературы в школе.
Ключевые слова: региональная литература в школе, томская литература, И.А.Кущевский, Н.И.Наумов, Г.Д.Гребенщиков, М.Л.Халфина, В.Д.Колупаев.

Е.А.САФОНОВА —
«Так сильно связано всё в узел вечный…»
Религиозные образы в книге «Стихи» матери Марии (Е.Ю.Кузьминой-Караваевой)
Аннотация. Статья посвящена анализу позднего творчества поэтессы первой волны русского зарубежья Е.Ю.Кузьминой-Караваевой (1891—1945), получившей после принятия монашеского пострига имя матери Марии. В работе рассматривается итоговый сборник матери Марии «Стихи» (1937), исследуются ключевые библейские антропонимы и пространственные образы.
Ключевые слова: поэзия первой волны русской эмиграции, библейские антропонимы, жизнь, смерть, Е.Ю.Кузьмина-Караваева (мать Мария), пространственные образы.

Е.А.ПОЛЕВА —
Мотив правды в «школьной» прозе конца 1960-х — начала 1980-х годов.
Анализ авторских трактовок и литературный контекст
Аннотация. Произведения «школьной» прозы рассматриваются в контексте литературного процесса второй половины ХХ века. Исследование вариантов функционирования мотива правды и сюжетно связанного с ним мотива ложного обвинения, забвения правды в произведениях Ю.Яковлева, В.Крапивина, В.Железникова выводит к авторским трактовкам проблем сохранения собственного достоинства, способов отстаивания гуманистических ценностей.
Ключевые слова: «школьная» / «каникулярная» проза, правда, клевета / ложное обвинение, память, Ю.Яковлев, В.Железников, В.Крапивин, В.Шукшин, Ю.Домбровский.

О.М.БУЧАЦКАЯ —
Использование возможностей платформы Google в организации проектной деятельности на уроках литературы.
Из опыта работы над коллективным проектом «Писатели в Томске и о Томске: путеводитель по литературному городу»
Аннотация. В статье описаны некоторые возможности, предоставляемые сервисами платформы Google, которые были использованы нами в процессе создания коллективного информационного проекта, выполненного обучающимися 10 класса.
Ключевые слова: сервисы Google, коллективный информационный проект, мультимедийная интерактивная презентация, томские писатели.

И.В.НИКИЕНКО, О.В.КОЛУПАЕВА —
Колупаевский семинар в школе
Аннотация. Одним из компонентов томских программ по литературному краеведению стало творчество Виктора Колупаева (1936—2001) — томского писателя-фантаста, имя которого в 1970-е годы было хорошо известно за рубежом. На базе МАОУ гимназии № 18 сформировался центр колупаеведения под руководством дочери писателя О.В.Колупаевой, результатом работы которого стали выступления юных исследователей на школьных и вузовских конференциях, их сетевые и печатные публикации.
Ключевые слова: фантастика, Виктор Колупаев, исследование по литературе, колупаеведение, филология.

Л.Г.ВАСИЛЕНКО —
«Дела семейные» в рассказах Марии Халфиной.
IX—XI классы
Аннотация. Цель предлагаемого урока — познакомить с рассказами томской писательницы Марии Халфиной; раскрыть воспитательный потенциал её творчества, создать условия для нравственного осмысления, обогатить опыт читательской деятельности впечатлениями от прочитанного.
Ключевые слова: нравственность, осмысление, рассказы, М.Халфина, семья, отношения.

Памяти Елены Владимировны Карсаловой

Главный редактор

Виктор Федорович Чертов