Содержание
НАШИ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ
2019 ГОД — ГОД 220-ЛЕТИЯ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ А.С.ПУШКИНА
С.А.ДЖАНУМОВ —
«Волшебный край! Очей отрада!»:
Крым (Таврида) в творческом сознании А.С.Пушкина
М.А.МОЖАРОВА —
Былинный богатырь и крестьянин-охотник.
К 150-летию создания романа-эпопеи «Война и мир»
В.В.АГЕНОСОВ —
Две художественные концепции войны: «Молодая гвардия» А.Фадеева и «Тьма в полдень» Ю.Слепухина
Т.М.ФАДЕЕВА —
Художественный образ гитары в авторских песнях
Современная русская проза для подростков и юношества
Т.А.ФЕДЯЕВА —
О книгах Ирины Краевой
ПОИСК. ОПЫТ. МАСТЕРСТВО
Учим писать сочинение
Г.В.ПРАНЦОВА —
Специальный курс «Сочинение-рассуждение: секреты создания аргументированного текста как путь подготовки старшеклассников к итоговому сочинению»
Уроки
В.А.ДОМАНСКИЙ —
«Эта девушка тургеневская Лиза…»
Сергей Есенин и Мария Бальзамова: история первой любви. XI класс
Н.А.РЕЗНИЧЕНКО —
Загадочная история машиниста Мальцева: путь от слепоты — к свету.
Урок по рассказу А.П.Платонова «В прекрасном и яростном мире».
XI класс
Е.М.БОЛДЫРЕВА —
«Чужих певцов блуждающие сны»: изучение поэзии Серебряного века в средней школе.
VIII класс
И.Л.ГИЗАТУЛЛИНА —
«Я помню чудное мгновенье…»
Урок-сопоставление по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», драме Г.Ибсена «Пер Гюнт» и повести М.Карима «Помилование».
VIII класс
Аннотации и ключевые слова
НАШИ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ
2019 ГОД — ГОД 220-ЛЕТИЯ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ А.С.ПУШКИНА
С.А.ДЖАНУМОВ —
«Волшебный край! Очей отрада!»: Крым (Таврида) в творческом сознании А.С.Пушкина
Аннотация. Автор предлагает читателям перелистать крымские страницы творчества А.С.Пушкина.
Ключевые слова: Крым (Таврида), Крым — центр романтического южного периода жизни поэта, символ полноты бытия, счастья жизни, гармонии полуденной земли, колыбель «Онегина».
М.А.МОЖАРОВА —
Былинный богатырь и крестьянин-охотник.
К 150-летию создания романа-эпопеи «Война и мир»
Аннотация. В статье прослеживается связь между героем древнерусской былины Данилой Ловчанином и художественным образом ловчего Данилы в «Войне и мире»; показана близость историко-философской концепции Л.Н.Толстого к представленной в русских былинах оценке исторических событий.
Ключевые слова: Л.Н.Толстой, роман-эпопея «Война и мир», П.В.Киреевский, русское народное творчество, былина, художественный образ.
В.В.АГЕНОСОВ —
Две художественные концепции войны: «Молодая гвардия» А.Фадеева и «Тьма в полдень» Ю.Слепухина
Аннотация. Автор сопоставляет художественные концепции войны в первой редакции романа А.Фадеева «Молодая гвардия» и в романе Ю.Слепухина «Тьма в полдень». Война у Фадеева — грандиозная битва за восстановление мировой гармонии — воссоздана в романтической традиции. Война Ю.Слепухина (антигуманная «Тьма в полдень») воссоздана в реалистически-аналитической традиции. Герои произведений — обычные люди — видят свой долг в том, чтобы не допустить разрастания человеконенавистнической философии. У обоих авторов есть последователи в современной военной прозе.
Ключевые слова: романтический стиль, реалистический стиль, концепция войны; Фадеев. «Молодая гвардия»; Слепухин. «Тьма в полдень».
Т.М.ФАДЕЕВА —
Художественный образ гитары в авторских песнях
Аннотация. Авторская песня, являясь историко-культурным феноменом русской общественной жизни второй половины ХХ века, представляет широкий материал для исследователей национальной картины мира. В статье рассматривается образный потенциал слова «гитара» и его реализация в художественных текстах отечественных бардов.
Ключевые слова: авторская песня, гитара, романс, картина мира, культурологическое явление, художественный образ.
Современная русская проза для подростков и юношества
Т.А.ФЕДЯЕВА —
О книгах Ирины Краевой
Аннотация. В статье рассматривается творчество детского писателя И.И.Краевой, анализируются основные мотивно-тематические комплексы её детских произведений и специфика их языка. Усложнение метафорической природы слова связывается с основными этапами творческой эволюции автора: от первых, весёлых и развлекательных книг к постановке серьёзных социально-нравственных проблем в последнем сборнике «Дети неба» (2018).
Ключевые слова: детская литература, метафора, многоадресность, поэтическая проза, диалог.
ПОИСК. ОПЫТ. МАСТЕРСТВО
Учим писать сочинение
Г.В.ПРАНЦОВА —
Специальный курс «Сочинение-рассуждение: секреты создания аргументированного текста как путь подготовки старшеклассников к итоговому сочинению»
Аннотация. Предлагается один из путей решения проблемы подготовки старшеклассников к итоговому сочинению.Автор представляет программу специального (элективного) курса, в котором особое внимание уделено видам коммуникативно-речевой деятельности учащихся.
Ключевые слова: итоговое сочинение, сочинение-рассуждение, коммуникативно-речевая деятельность учащихся.
Уроки
В.А.ДОМАНСКИЙ —
«Эта девушка тургеневская Лиза…»
Сергей Есенин и Мария Бальзамова: история первой любви. XI класс
Аннотация. В статье на материале писем Сергея Есенина и посредством литературного кода «тургеневская девушка» реконструирована история его первой любви к Марии Бальзамовой. Автором предложена интерпретация и методика изучения двух стихотворений поэта, посвящённых героине его эпистолярного романа.
Ключевые слова: Сергей Есенин, Мария Бальзамова, «тургеневская девушка», первая любовь, эпистолярный роман, методика анализа любовной
лирики.
Н.А.РЕЗНИЧЕНКО —
Загадочная история машиниста Мальцева: путь от слепоты — к свету.
Урок по рассказу А.П.Платонова «В прекрасном и яростном мире».
XI класс
Аннотация. В статье показан путь выявления философского смысла рассказа А.П.Платонова. Причём сам рассказ рассматривается в системе контекстов (произведения Платонова, Пушкина, Библия).
Ключевые слова: поэтическое описание, сюжетная ситуация, мотив слепоты, специальная лексика.
Е.М.БОЛДЫРЕВА —
«Чужих певцов блуждающие сны»: изучение поэзии Серебряного века в средней школе.
VIII класс
Аннотация. Автор предлагает концепцию изучения поэзии Cеребряного века в 8 классе, когда теоретическим концептом, определяющим ракурс изучения, отбор материала и логику его подачи, становятся понятия «литературный процесс» и «литературная традиция».
Ключевые слова: поэзия Серебряного века, методическая система, пропедевтический принцип, уровень литературного развития учащихся, творческие задания, урок-путешествие, мифологические аллюзии, «тоска по мировой культуре».
И.Л.ГИЗАТУЛЛИНА —
«Я помню чудное мгновенье…»
Урок-сопоставление по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», драме Г.Ибсена «Пер Гюнт» и повести М.Карима «Помилование».
VIII класс
Аннотация. Статья содержит материал для проведения урока — сопоставления произведений разных времён и народов. Основная цель данной работы — показать, что художественный потенциал литературных произведений разных народов базируется на единых общечеловеческих ценностях, основной из которых является любовь.
Ключевые слова: читательская культура, ключевые слова, сюжет, характеристика героев, нравственные ценности, этимология, реминисценция.